РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
         ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Гущин Александр СергеевичАлександр Сергеевич Гущин

(1902-1950)

Доктор искусствоведения, профессор. Один из основателей искусствоведческого факультета. Первый декан факультета теории и истории искусств (1937 г.). Читал курсы: «История первобытного искусства», «История эстетических учений» и др. Основные научные труды: «Древнерусский звериный стиль» (1928), «Народные основы искусства Древней Руси» (1944).


Ц. Г. Нессельштраус,
профессор

Возникновение факультета теории и истории искусства в Ленинградской Академии художеств связано, прежде всего, с именем Александра Сергеевича Гущина, именно он возглавил в 1936—1937 гг. работу по организации факультета и был назначен в сентябре 1937 г. его деканом.

Александр Сергеевич Гущин родился 23 ноября 1902 r в Пятигорске в семье архитектора. Окончив пятигорскую гимназию, он в 1921 г. поступил в Киевский археологический институт, по окончании которого в 1925 г. получил рекомендацию в аспирантуру и был направлен в Государственный институт истории искусств (ГИИИС) в Ленинград. Здесь, поступив в аспирантуру, он одновременно окончил курс Института по программе отделения Изобразительного искусства, а также написал диссертацию «Древнерусский звериный стиль», которую защитил в 1928 г. С 1 января 1929 г. он был назначен старшим научным сотрудником ГИИИСа, а с января 1935 г. стал действительным членом Института и Заведующим секторам ИЗО. C февраля 1934 г. он стал также старшим научным сотрудником и действительным членом Государственной Академии истории материальной культуры (ГАИМК). С реорганизацией Государственного института истории искусств в 1936 г. и передачей сектора изобразительного искусства в Ленинградскую академию художеств, он был переведен в Академию на должность заместителя заведующего кабинетом теории и истории искусства. С этого времени началась его деятельность по организации факультета. В конце 1936 г. было открыто подготовительные отделение, к преподаванию на котором были привлечены бывшие преподаватели сектора Изобразительных искусств ГИИИСа. С апреля 1937 г. А. С. Гущин был утвержден в звании профессора Академии художеств по искусствоведческому факультету, занятия, на первом курсе которого начались в октябре 1987 г. Александр Сергеевич Гущин стал его первым деканом.

Круг научных интересов А. С. Гущина был очень широким. Его основной специальностью была история культуры первобытных народов и народной культуры, проблемам которых посвящен ряд его публикаций. В 1935 г. вышла его работа «Искусство в доклассовом обществе» (расширенный конспект лекций для аспирантов Академии Архитектуры). В 1936 г. — «Памятники художественного ремесла Древней Руси» (10 п.л.), в 1987 г. — «Происхождение искусства» (7 п.л.). Кроме того, им был опубликован ряд статей в различных журналах — «К вопросу о славянском земледельческом искусстве» («Изобразительное искусство», 1927), «Народное дохристианское искусство Киевской Руси» (Revue des Etudes Slaves. Paris 1928), «Древнерусский звериный орнамент» (Тезисы диссертации, 1928), «О народном искусстве» (Искусство. 1937), «Проблема народности в истории искусства» (Народное творчество. 1938), «Проблемы происхождения архитектуры» (Архитектура СССР. 1939), введение к книге Г. Кюна «Искусство первобытных народов» (Л.,1938). Для «Всеобщей истории архитектуры» (М., 1944) он написал главу «Архитектура первобытнообщинного строя». Для «Большой Советской Энциклопедии»- статьи «Галльское иекусство». «Германское искусство», «Звериный стиль», «Крестьянское искусство», «Первобытное искусство», «Скифское искусство», для «Искусства народов СССР» (1940) — «Архитектура первобытнообщинного строя».

Наряду с первобытным искусством А. С. Гущин занимался также проблемами искусства средневековья. В изданном в 1940 г. кафедрой истории искусства средних веков и Нового времени Всероссийской академии художеств учебнике «История западноевропейского искусства» под редакцией профессора Н. Н. Пуннна А. С. Гущин написал раздел, посвященный искусству средних веков. Это был план курса «Искусство Западной Европы в средние века», прочитанного им на факультете в 1939 г.

Александр Сергеевич занимался также изучением французского искусства XVIII—XIX вв. В 1934 г. вышла ero книга «Парижская коммуна и художники» (15 п. л.), в 1935 г. он написал предисловие к двухтомному изданию сочинений Дени Дидро, в 1934 г. опубликовал статью «Политическая карикатура периода Парижской коммуны " («Искусство»).

Наконец, Александру Сергеевичу принадлежит большое число статей о современном искусстве. Он писал и о выставках художников, и о палехской миниатюре, и о массовом изоискусстве, и об оформления празднеств и демонстраций. И об изобригадах на производстве, и о колхозной художественной самодеятельности, и о плакатах, и об образах Ленина и Сталина в народном искусстве.

А. С. Гущии читал также лекции по «Теории и социологии искусства» (в ГИИИСЕ), по «марксистской методологии искусства» (Ленинградский Институт Филологии и Литературы, ЛИФЛИ), в 1930—1932 гг. был редактором ИЗОГИЗа, работал также редактором в издательстве Ленинградского Отделения Союза Художников (ЛОСХ).

Столь разнообразная программа деятельности была в духе времени и отвечала стремлению приблизить искусствоведение к проблемам современного искусства. Именно эта удача ставилась перед организаторами факультета теории н истории искусств в Академии Художеств.

Александр Cepгеевич взялся за создание факультета со свойственной ему энергией. Он продумал программу преподавания и позаботился как о подготовке будущих студентов к приемным экзаменам на факультет, так и о приглашении для чтения курсов лучших специалистов из Эрмитажа, Русского музея, Университета. Программа факультета была очень насыщенной. Помимо общих курсов историм искусства в нее были включены многочисленные спецкурсы, а также практические занятие в музеях, посещение выставок, мастерских художников и семинарские занятия по специальности.

Сам Александр Сергеевич читал на первом курсе факультета «Введение и изучение истории искусства», «Историю первобытного искусства», «Искусство первобытного общества» и факультативный курс «Художественные ремесла Древней Руси». К сожалению, мне не довелось слушать эти курсы, так как я поступила на второй курс, а экзамены за первый кypc сдавала экстерном. Но я много общалась с Александром Сергеевичем и писала в руководимом им семинаре свою первую курсовую работу. Тема ее была мне предложена руководителем — это была реферативная работа об очень нашумевшей в свое время книге известного немецкого искусствоведа Вильгельма Воррингера «Формальные проблемы готики». Во многом спорная, но в высшей степени интересная, книга эта впервые ввела меня в мир средневекового искусства, изучению которого я посвятила впоследствии многие годы.

В сентябре 1938 г. Александр Сергеевич Гущин вынужден был по состоянию здоровья уйти с должности декана, требовавшей в этот организационный период большой отдачи сил. Он перешел тогда на должность заведующего кафедрой искусства средних веков и Нового времени.

Во время войны А. С. Гущин был эвакуирован в Москву, а затем в Самарканд, где был приглашен на должность заведующего кафедрой истории искусств Московского Художественного института. В 1943 г. он выступает в Москве на научной конференции с докладом «Значение художественной культуры Древней Руси». Этот доклад содержал основные положения докторской диссертации А. С. Гущина «Народные основы искусства Древней Руси», завершенной в рукописи в 1944 г.

В 1946 г. А. С. Гущин возвращается в Академию художеств и читает на старшем курсе факультета истории искусств «Историю эстетических учений» одновременно с прежними своими курсами. В течение некоторого времени он совмещает это с лекциями в Москве, однако в августе 1948 г. был освобожден от должности в Академии художеств по болезни. С этого времени Александр Сергеевич Гущин покидает Ленинград. Он скончался в Москве 4 ноября 1950 г.

Сборник статей "Факультет теории и истории искусств 1937-1997". Составители и научные редакторы профессор Г.Н. Павлов, профессор Н.Н. Никулин, рецензент профессор В.А. Леняшин. часть I, 1998 год.

 
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ Адрес
г.Санкт-Петербург, Университетская наб.,д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18
© Дизайн Михаила Швецкого
2010