РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
         ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ
ФТИИ > О ФАКУЛЬТЕТЕ > История факультета в лицах Владимир Францевич Левинсон-Лессинг

Владимир Францевич Левинсон-Лессинг Владимир Францевич Левинсон-Лессинг

(1893-1972)

Кандидат исторических наук, почетный член международной организации ЮНЕСКО. Крупнейший знаток европейского искусства.

Н. Н. Никулин,
профессор

Отличной базой для работы факультета теории и истории искусств Института им. Репина была замечательные художественные собрания Санкт-Петербурга — Русский музей и Эрмитаж. Целый ряд преподавателей, обладавших исключительно большими познаниями и опытом, пришли на факультет из этих музеев. Среди них выделяется Владимир Францевич Левинсон-Лессинг (1893–1972), полвека проработавший в Эрмитаже и много лет читавший лекции в Институте. Тематика его лекций была весьма разнообразна. Он читал курсы «История музейного дела», «Искусство эпохи Bозрождения», «Искусство XVII—XVIII вв.», «Источниковедение», а также спецкурсы «Творчество Яна Ван Эйка», «Творчество Дюрера», «Творчество Рембрандта». В течение многих лет он руководил аспирантами и вырастил несколько поколений истористориков искусства и музейных работников. Его учеников можно встретить на нашем факультете, в Эрмитаже и во многих городах нашей страны и за рубежом, где они руководят музеями и картинными гелереями.

У В. Ф. Левинсона-Лессинга был совершенно особый стиль руководства учениками. Он никогда не навязывал им своих мнений, и в то же время внимательно следил за их работой, мягко, деликатно и уверенно направлял ее в нужное русло. Значение школы В. Ф. Левинсона-Лессинга сохранилось и сейчас, спустя многие годы после его смерти.

Владимир Францевич Левинсон-Лессинг родилса 2 марта 1893 года в городе Юрьеве, Лифлляндской губернии (Тарту, Эстония) в семье известного геолога, профессора Юрьевского Университета. В 1902 г. семья переехала в Петербург, где Левинсон-Лессинг-Старший стал профессором Технологического Института, а в 1925 г. был избран действительным членом Академий наук СССР.

Еще в детстве В. Ф. Левинсон-Лессинг в совершенстве овладел несколькими иностранными языками. В 1903—1913 гг. вместе с отцом он досетил Германию, Австро-Венгрию, Швейцарию, Францию, Канаду, США. Италию, где знакомился с музеями и коллекциями произведений искусства.

После окончания историко-филологического факультета Петербургского Университета в 1916 г. он был оставлен на кафедре всеобщей истории для подготовки к профессуре и работал под руководством профессора И. М. Гревса. Его музейная деятельность началась с 1918 г. в Комиссии по охране памятников искусства. В 1919 г. он перешел в Pyсский музей, и в 1921 г. поступил в Эрмитаж, где совместно с А. Н. Бенуа, Э. К. Липгартом, Д. А. Шмидтом, Ф. Ф. Нотгафтом, С. П. Яремичем и Г. С. Верейским занимался перестройкой экспозиции музея. Одновременно (в 1924—1926 гг.) он был хранителем Ораниенбаумского дворца-музея, членом экспертно-закупочной комиссии при объединении «Антиквариат» (1928 г. — 1933) и в 1928 г. командирован в Берлин.

В 1936—1938 гг. он был научным сотрудником Научно-исследовательского Института живописи, скулыпуры и графики Академии художеств. С 1936 года он заведовал Отделом западноевропейского искусства Эрмитажа. 20июня 1938 г. ему без защиты была присуждена степень кандидата исторических наук.

В годы войны он был директором филиала Эрмитажа в Свердловске, куда были эвакуированы основные коллекции музея. Реэвакуация в 1945 г. была проведена под его руководством.

С 20 сентября 1956 г. и до конца жизни он работал замистителем директора Эрмитажа по научной работе. Деятельность В. Ф. Левинсона-Лессинга на этом посту была обширна и многогранна. Под ero руководством шла экспозиционная работа, он внимательно наблюдал за пополнением коллекций музея, бессменно возглавляя закупочную комиссию. При этом разные музеи страны обращалась к нему за советом по поводу приобретения тех или иных памятников.

Он был председателем Научно-реставрационного совета Эрмитажа, и реставрация произведений искусства шла под его наблюдением. Его заслуги в этой области получили международную оценку: международная организации ЮНЕСКО избрала его своим членом.

Совершенно исключительна была роль В. Ф. Левинсона-Лессинга в расширении связей Эрмитажа с зарубежными музеями и институтами. Высокий международный авторитет Эрмитажа в наши дни в немалой степени основан на контактах, звязанных В. Ф. Левинсоном-Лессингом за полвека его деятельности.

Много внимания он уделял редакционно-издательской деятельности, через его руки прошло множество изданных впоследствии рукописей. Именно он возглавил работу по составлению каталоговсобраний Эрмитажа, из которых следует выделить двухтомный каталог западноевропейской живописи, увидевший свет в 1958 г. Он был не только главным редактором этого издания, но по существу одним из основных авторов. Можно сказать, что современный размах каталожной работы в Эрмитаже был бы немыслим без усилий В. Ф. Левенсона-Лессинга.

Деятельность В. Ф. Левинсона-Лессинга на поприще науки сочетала добросовестность, честность, высокое чувство ответственности и скромность. Об его осведомленности ходили легенды. Даже коллеги из европейских музеев были поражены его эрудицией.

Его опубликованные работы отличаются высокой степенью завершенности и несут в себе максимум свежей информации. Среди его работ должны бьпъ упомянуты «Снейдерс и фламандский натюрморт» (l926) — небольшая, но блестяще написанная книга, до сих пop не потерявшая своего значения, две статьи по иконографии Вольтера (1936, 1938), статьи о разных художниках и об Эрмитаже для Большой Советской Энциклопедии и другие подобные издания (1930-е гг.).

Долгие годы изучал он творчество Рембрандта, однако каталог картин этого мастера в Эрмитаже не увидел свет и не сохранился. Лишь отдельные открытия из этого каталога были опубликованы.

Он писал статьи для сборника «Сокровища Эрмитажа» (1949), для «Сообщений Эрмитажа» и несколько глав для учебника «Искусство зарубежных стран» (1963), выпущенного коллективом профессоров Института им. И. Е. Репина.

Его перу принадлежит капитальный труд всей его жизни -«История картинной галереии Эрмитажа» (1986), а такое статьи «Первое путешествие Петра 1 за границу» (1977), «Собрание картин Франсуа Троншена» (1970), «Д. И. Фонвизин и изобразительное искусство» (1973).

Как видно из этого списка, большинство работ В. Ф. Левинсона- Лессинга увидело свет лишь после eгo смерти, а многие остались в рукописи, в архиве. Это объясняется его чрезвычайной скромностью: он оформлял в виде статей и книг лишь то, чир считал действительно важным, а начав работу, бесконечно усовершенствовал ее, не стремясь как-то завершить.

Рассказать о В. Ф. Левинсоне-Лессинге — ученом, преподавателе, музейном работнике — вряд ли возможно в отрыве от рассказа об его личности. Он был скромным человеком, отличался исключительной деликатностью, мягкостью н доброжелательностью в отношениях с людьми. Никогда и никому даже в трудное время он не делал зла. В обыденной жизни, в том, что не касалось дела, был прост, иногда беспомощен в житейских вопросах, не умел заботиться о ceбe, отстаивать свои интересы, хотя прекрасно разбирался в людях и человеческих отношениях.

Он никогда не подчеркивал собственной исключительности, не стремился ни к самоутверждению, ни к карьере, не добивался ученых степеней, званий или должностей. Степень кандидата наук ему присуждена почти что насильно, без защиты, по совокупности работ. О докторской диссертации он попросту не задумывался. И, несмотря на это, а наши дни, когда мы оцениваем процесс в исторической перспективе, можно с уверенностью схвзать, что с именем В. Ф. Левинсона-Лессинга связана целая эпоха в жизни Эрмитажа и Института имени И. E. Репина. Он сочетал в себе достоинства специалиста старой школы — великолепное знание материала, умение его обработать и систематизировать — с необходимыми качествами современного ученого и педагога. Ему были открыты широкие горизонты: обобщающие вопросы истории искусств и человеческой культуры он умел соотнести с узкими проблемами музейной и педагогической работы.

Сборник статей "Факультет теории и истории искусств 1937-1997". Составители и научные редакторы профессор Г.Н. Павлов, профессор Н.Н. Никулин, рецензент профессор В.А. Леняшин. часть I, 1998 год.

 
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ Адрес
г.Санкт-Петербург, Университетская наб.,д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18
© Дизайн Михаила Швецкого
2010