РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
         ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Герман Германович ГриммГерман Германович Гримм

(1905-1959)

Доктор архитектуры, профессор. Читал курс истории русской архитектуры

Н. Н. Никулин,
профессор

Профессора старшего поколения на кафедре истории зарубежного искусства Института имени И. Е. Репина, как правило, были интеллигентами второго и третьего поколения, унаследовавшими высокую культуру своих предков. Они свободно владели европейскими языками, были широко образованы. Среди них выделялся Герман Германович Гримм, человек глубоких и разносторонних знаний. В 1936 году он начал читать курс истории архитектуры на архитектурном факультете Институту им. И. Е. Репина, с 1939 — на факультете теории и истории искусств, совмещая эту работу с лекциями в Инженерно-строительном институте. Насыщенные материалом, четко построенные его лекции сочетали богатство содержания с простотой и ясной логикой изложения. Особую ценность этим лекциям придавала их связь с исследовательской работой Г. Г. Грима. Всегда переполненные студентами аудитории были лучшей оценкой этих лекций.

Еще большее значение имела деятельность Г. Г. Гримма в качестве руководителя семинаров, дипломных работ и диссертаций. Число учеников его очень велико. В наши дни они работают во многих высших учебных заведениях, музеях и научно-исследовательских институтах России. Иными словами, Г. Г. Гримм являлся главой большой школы историков архитектуры.
Он родился в Санкт-Петербурге 29 июня 1903 г. Его дед, Д. И. Гримм был известным, много строившим архитектором, отец унаследовал эту специальность и был академиком архитектуры.

После окончания Института гражданских инженеров в 1930 г. Г. Г. Гримм работал архитектором-проектировщиком в проектных организациях Ленинграда, совмещая практическую деятельность с изучением истории изобразительных искусств и архитектуры. С 1931 по 1937 гг. он был сотрудником Кабинета истории архитектуры Всероссийской Академии художеств, а с 1939 по 1946 — работал в Музее Академии художеств. Он был устроителем выставок, посвященных крупнейшим русским архитекторам М.Казакову, А.Захарову, А.Воронихину, а также Дж. Кваренги, А.Монферрану, К.Росси. С увлечением изучал он историю русской архитектуры классицизма.

Особенно много сил отдал Г. Г. Гримм исследованию архитектурных рисунков, которых много в музейных собраниях нашего города. Значительная часть их не бла обработана, и авторы их не были определены. Г. Г. Гримм первым в нашей стране разработал методику атрибуции архитектурной графики. Его статья о Ринальди — блестящий тому пример.

С 1936 г. Г. Г. Гримм состоял членом Научно-экспертного совета Государственной инспекции по охране памятников Управления по делам apхитектуры Ленинградского городского исполкома и много времени и сил посвятил научному описанию архитектурных памятников города и их реставрации. В годы войны и блокады он вел регистрацию повреждений зданий от обстрела и бомбежек. Огромный объем реставрационных работ после войны в Ленинграде и пригородах проходил под его наблюдением. Г. Г. Гримма можно было постоянно видеть на реставрационных объектах. Там же, непосредственно на месте работ, собирались члены экспертного совета, прячем каждое такое заседание превращалось в событие: Г. Г. Гримм умел заинтересовать коллег, воодушевить и заразитьсвоим энтузиазмом. С ним всегда было интересно работать.

В последние годы к помощи Г. Г. Гримма постоянно обращались сотрудники восстанавливаемых дворцов-музеев в пригородах Ленинграда.

Начиная с 1936 г., Г. Г. Гримм принимал активное участие в научной жизни Эрмитажа. Он выступал с докладами и сообщениями по поводу хранящихся здесь архитектурных материалов. А с 1946 г. он стал сотрудником этого музея. В его ведении оказалось собрание архитектурных чертежей и рисунков русских и зарубежных зодчих. С энтузиазмом взялся он за обработку этих малоизученный материалов. Им проведена систематизация и описание коллекции. Параллельно он занимался экспозиционной работой. Его деятельность распространилась не только на область архитектурного рисунка. Блестящая эрудиция, хорошае знание западноевропейского н русского искусства сделали его искусствоведом широкого профеля. Он хорошо разбирался в искусстве Ренессанса и особенно XVII—XVIII вв. Он редактировал, например, каталог французской живописи XVII в., каталог выставки рисунков Каналетто, Каталог фламандских рисунков, составленный М. В. Доброклонским и другие подобные работы.

Однако главной сферой интересов Г. Г. Гримма была история русской архитектуры 2-й пол. XVIII в. и нач. XIX в. Его первый научный труд назывался «Архитектура перекрытий русского классицизма» (1937). В дальнейшем он издает монографии, посвященные А. Захарову и А.Воронихину. Им сделано описание чертежей К.Росси из собрания Академии художеств. Он написал главы по истории архитектуры XVIII в. для «Истории русского искусства», издававшиеся Институтом истории искусств Академии наух СССР. В «Трудах» Эрмитажа им опубликовано исследование о чертежах Ринальди и биографический очерк о Воронихине.

Г. Г. Гримм много лет изучал творчество Дж. Кваренги и готовил большой труд об этом архитекторе, оставшийся, однако, в рукописи. Им была проведена большая работа по выявлению, изучению и публикации графических материалов по истории русской архитектуры, хранящихся в Публичной библиотеке. Увидели свет два выпуска, посвященые этим материалам под редакцией Г. Г. Гримма. Аналогичная работа проводилась в архивах города.

Значительное число работ Г. Гримма было посвящено западноевропейской архитектуре. В «Сообщениях» Эрмитажа он опубликовал листы работы Леду, Р.Адамса, Депре, хранящихся в собрании музея. Он изучал многочисленные работы Клериссо, купленные для Эрмитажа еще во времена Екатерины.

В «Трудах» Эрмитажа появилась его статья «Архитектура в картинах Рубенов», свидетельствующая о широте интересов Г. Г. Гримма. Не изданным остался очерк об истории французской архитектуры ХVIII в., написанные в 1938 г. по заказу Эрмитажа. Разделы, посвященные архитектуре XVII и XVIII вв. для учебника по истории западноевропейского искусства, изданного Институтом имени Репина, увидели свет в 1964 г. уже после трагической смерти Г. Г. Гримма в 1959 г.

Сборник статей "Факультет теории и истории искуссств 1937-1997". Составитель и научный редактор профессор Г.Н. Павлов, рецензенты профессор В.А. Леняшин, профессор В.И. Раздольская. часть II, 2002 год.

 
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ Адрес
г.Санкт-Петербург, Университетская наб.,д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18
© Дизайн Михаила Швецкого
2010