РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
         ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Иосиф Нафтолевич БродскийИосиф Нафтолевич Бродский

(1909-1980)

Доктор искусствоведения, профессор, референт директора Всероссийской Академии художеств, с 1941 года ученый секретарь Академии художеств, главный редактор издательства «Художник РСФСР». Читал курс лекций «Введение в искусствознание». Основные труды: «И.И. Бродский об искусстве», «И.Е. Репин об искусстве» и др.

А. И. Рощин,
профессор

Иосиф Нафтольевич Бродский принадлежал к искусствоведам старшего поколения, творческая деятельность которых в послереволюционные десятилетия явилась значительным вкладом в развитие отечественной культуры. Вся его педагогическая и научная работа связана с Академией художеств, с факультетом теории и истории искусств со дня его основания. Он читал лекции по русскому и советскому искусству на искусствоведческом и творческих факультетах на протяжении многих лет.

И. Н. Бродский родился в 1909 г. в Бердянске Таврической губернии в купеческой семье, как он писал в своей автобиографии. В 1922 г. он переехал на постоянное жительство в тогдашний Петроград. Здесь он попадает в семью своего дяди — известного художника И. И. Бродского. В 1926 г. после окончания школы он поступает на Высшие Государственные курсы искусствоведения при Институте истории искусств, а в 1930 г. заканчивает их. Одновременно он занимается на литературном отделении филологического факультета университета. Уже в это время он активно работает как журналист и критик, печатаясь в журналах и газетах, таких как «Красная газета», «Огонек», «Смена», «Coветское искусство», публикует массовые брошюры по искусству. С 1932 г. Бродский работает научным сотрудником ГРМ, увлекаясь изучением русского искусства второй половины ХIХ и начала ХХ вв. В 1936 г. он перешел в Академию художеств в качестве секретаря, а затем референта директора Всероссийской академии художеств заслуженного деятеля И. И. Бродского, с которым работал по возрождению художественной школы вплоть до его смерти. Совместно с художником им была подготовлена к печати его книга «Мой творческий путь», а также сборник статей «За социалистический реализм».

В 1939 г. после смерти И. И. Бродского, его семья вместе с Иосифом Нафтольевичем принесла в дар государству собранную И. И. Бродским коллекцию картин, которая специальным постановлением Совнаркома СССР была преобразована в музей, и. Н.Бродский был назначен заведующим этим музем. В том же 1939 г., после перехода частей Красной Армии через финскую границу, он командируется Ленисполкомом в Куоккале для взятия на учет и охрану художественных ценностей дома великого русского художника И. Е. Репина. В репинских «Пенатах» И. Н. Бродским были обнаружены ценнейшие материалы наследия Репина, которые впоследствии были изданы им в книге «Репин в «Пенатах». В 1940 г. Иосиф Нафтольевич назначается Всесоюзным комитетом по делам искусств научным руководителем и заведующим организованного им Дома-музея Репина.

Наряду с организованной работой в эти годы он ведет активную научно-исследовательскую работу, публикуя ряд статей о творчестве И. Е. Репина.

В 1941 г. Бродский исполняет обязанности ученого секретаря Академии художеств, а в период эвакуации в Самарканд, а затем Загорск временно является заместителем директора. В годы Великой Отечественниой войны по заданию Совинформбюро им был написан для журналов стран Запада и Ближнего Востока ряд статей о русском и советском искусстве, отдельные его статьи также печатались в журнале «Лига искусства», редактировавшимся Рокуэллом Кентом, о художниках блокадного Ленинграда и памятниках русской культуры.

В 1944 г. Бродский вместе с преподавательским коллективом и студентами возвращается в Ленинград, продолжая свою работу в качестве ученого секретаря и ответственного редактора газеты «За социалистический реализм», снискавший своими теоретическими статьями и острыми талантливыми шаржами добрую славу среди педагогов и учащихся.

После окончания аспирантуры Бродский защищает в 1949 г. кандидатскую диссертацию о художественно-педагогических взглядах И. Е. Репина, а чуть позднее он пишет книгу и защищает докторскую диссертацию о творчестве И. И. Бродского, который являлся активным поборником искусства социалистического реализма. Однако сам Иосиф Нафтольевич, насколько мне известно, не считал этот творческий метод единым и универсальным в искусстве. Эти взгляды он пропагандировал как в своих лекциях, так и в своих теоретических трудах.

Занимаясь свыше тридцати лет педагогической работой в Институте им. И. Е. Репина, Бродский активно участвовал в воспитании молодых художников и искусствоведов. Многие его ученики защитили под его руководством дипломные работы и кандидатские диссертации, успешно работают ныне как педагоги, критики, редакторы. Иосиф Нафтольевич отличался всегда чутким и внимательным отношением к своим ученикам, помогая и словом, и ценными материалами, которые находились в его богатейшем личном архиве, которыми нередко пользовался и я, будучи его аспирантом в шестидесятые годы. В разговоре он никогда «не мельчил», его характерная речь с подчеркиванием некоторых вопросов, в которой по временам проскальзывала невольная улыбка, была кратка, на глубоко продумана, наполнена высокими мыслями. Его неиссякаемая энергия сказалась и в том что oн был одним из участников организации в Ленинграде издательства «Художник РСФСР», став его бессменным главным редактором отдавая много сил и здоровья работе по пропаганде русского и советского искусства, выпускумногих высококачественных изданий, альбомов факсимильных репродукций, отмеченных медалями и дипломами. Он также активно участвовал в работе Ленинградского Союза художников, будучи членом Правления и членом бюро секции критики и искусствоведения. Он поддерживал тесные контакты со многими выдающимися художниками и деятелями искусства, и эти живые контакты он очень ценил. Нельзя не указать и еще одну грань творческой личности Бродского — на его коллекционерскую страсть. По примеру своего дяди И. И. Бродского он собирал произведения художников в основном русской школы живописи конца ХIХ — начала ХХ вв. В его богатой коллекции живописи и графики, как мне помнится, находились произведения В. И. Сурикова и. Е. Репина. Коллекционирование для него было, как он любил ссылаться на слова А.Блока, «нечаянной радостью».

За большие заслуги в развитии отечественного искусства Бродскому было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств, он был награжден медалями и многими почетными грамотами и дипломами.

Подводя итог этому краткому обзору творческой и педагогической деятельноси профессора И. Н. Бродского, нужно признать, что он внес неоспоримо важный вклад в развитие русского искусства, художественной школы.

Сборник статей "Факультет теории и истории искусств 1937-1997". Составители и научные редакторы профессор Г.Н. Павлов, профессор Н.Н. Никулин, рецензент профессор В.А. Леняшин. часть I, 1998 год.

 
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ Адрес
г.Санкт-Петербург, Университетская наб.,д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18
© Дизайн Михаила Швецкого
2010