РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
         ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ
ФТИИ > О ФАКУЛЬТЕТЕ > История факультета в лицах Михаил Васильевич Доброклонский

Михаил Васильевич Доброклонский

Михаил Васильевич Доброклонский

(1886-1964)

Доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Академии наук СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Один из основателей искусствоведческого факультета. Долгое время руководил кафедрой зарубежного искусства.

В. И. Раздольская,
профессор

Михаил Васильевич Доброклонский принадлежал к блестящей плеяде ученых и педагогов, деятельность которых определила высокий авторитет отечественной науки об искусстве и особенности ленинградской (петербургской) искусствоведческой школы искусствознания. Он был одним из основателей нашего факультета, на котором проработал без малого полстолетия. Значение и масштаб его личности все еще живы и, хочется думать, еще долго будут жить в лучших традициях нашей искусствоведческой школы.

Михаил Васильевич был выходцем из среды просвещенного русского дворянства, которой наша культура обязана многими прославленными учеными, философами, писателями. Он родился 22 октября 1886 г. (по старому стилю) в Петербурге в семье известного терапевта (а в прошлом морского офицера) доктора медицины профессора Доброклонского. Михаил Васильевич окончил в 1909 г. Училище правоведения, привилегированное высшее учебное заведение, где получил широкое историко-юридическое образование, но еще раньше, будучи гимназистом, стал заниматься искусством, которое изучал в крупнейших музеях Европы и после того, как поступил на службу в Государственную Канцелярию при Государственном Совете. Таким образом, его переход в Эрмитаж в 1919 г. и выбор новой профессии — историка и исследователя искусства не был неожиданным и неподготовленным.

Как искусствовед Михаил Васильевич окончательно сложился в среде замечательных знатоков и ценителей искусства — А. Н. Бенуа, С. П. Яремича. С. Р. Эрнста, Г. С. Верейского, Э. К. Липгарта и других и воспринял всё лучшее, чего достигла в ту пору русская школа искусствознания.

Михаил Васильевич был принят в Эрмитаж вначале на скромную должность инвентаризатора, затем, пройдя все последующие музейные должности, в 1930 году стал зазедующим отделом графики и отделением рисунка, а после их разделения — отделением рисунка. Лишь в 1960 г., когда закон о совместительстве стал очень жестким, он вынужден был отказаться от этой должности (местом eго основной работы был Институт им. И. Е. Репина), но до конца жизни остался внештатным высокоавторитетным научным консультантом отделения рисунка.

Эрмитаж обязан М. В. Доброклонскому очень многим. Но особенно важной и плодотворной была его деятельность по научной обработке и систематизации огромного и практически почти не изученного собрания рисунков. Михаил Васильевич с честью выполнил эту работу, начатую совместно с А. Н. Бенуа н С. П. Яремичем, посвятив ей всю жизнь. Ее итогом стали фундаментальные научные каталоги итальянского рисунка ХV—XVI вв. (1940), затем XVII—XVIII вв. (1961), а также рисунков Рубенса (1940) и рисунка фламандских мастеров XVII в. (1955).

М. В. Доброклонский (как и В. Ф. Левинсон-Лессинг, проделавший ту же работу в области живописи) по праву может считаться реформатором каталожного дела в нашей стране. Его каталоги, упомянутые выше, представляют собой комплексные научные исследования, включающие данные статистического и иконографического анализа, специальной литературы, архивных документов, технико-технологических исследований и т. д. М. В. Доброклонский сделал научные каталоги рисунков Эрмитажа достоянием широких международных кругов специалистов и поднял их до уровня лучших мировых достижений в этой области.

Кроме богатейшей эрмитажной коллекции, Михаил Васильевич исследовал рисунки в собрании Академии художеств, библиотеки Училища Штиглица и в ряде других собраний, позже поступивших в Эрмитаж. Результатом этой работы стала выставка рисунка 1926 г., сопровождавшаяся научным каталогом на французском языке, впервые утвердившем международный авторитет ученого в кругах зарубежных исследователей.

Во всех этих работах Михаил Васильевич проявил себя великолепным мастером атрибуций. Он определил авторства множества доселе безымянных графических произведений. В этой области научной деятельности необходим особый дар — утонченность вкуса, изощренность глаза, умение различать тончайшие оттенки индивидуальной манеры художника и, конечно, широкий научный кругозор, способность оценить качество памятника.

Интерес к вопросам атрибуции М. В. Доброкнонский сочетал с умением решать важные общие проблемы истории искусства различных стран и эпох. Среди его обобщающих работ следует упомянуть превосходный очерк «Классическая гравюра» (1927), «Цветная ксилография XVII—XVIII вв.», «Основные этапы развития ксилографии», труды по истории средневекового рисунка и книжной миниатюры. Некоторые из них, к сажалению, остались в рукописи, вероятно, во многом потому, что Михаил Васильевич не был озабочен продвижением своих работ в печать и не стремился, в отличие от многих ученых следующего поколения, к умножению своих печатных трудов. Среди eгo опубликованных работ надо назвать также монографию о Рембрандте — одну из первых в нашей стране. Михаил Васильевич написал ряд глав для учебника истории западноевропейского искусства (вышел в 1940 году под редакцией Н. Н. Пунина) и главы для трехтомной «Истории искусства зарубежных стран» (первое издание вышло под его общей редакцией в 1963—1964 гг., второе — значительно расширенное н переработанное в 1979–1988). Он много работал для Советской Энциклопедии и других изданий.

Вместе с тем, интересы М. В. Доброклонского не были связаны лишь с искусством прошлого. Он пристально следил за деятельностью советских современных художников, со многими из них его связывала личная дружба. Он высоко ценил творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой, писал о работах Д. И. Митрохина, П. С. Верейского, В.Пакулина, П. А. Шиллинговского, А. И. Кравченко, К. И. Рудакова, В.Бриммера в других. Михаил Васиельевич принимал живое участие в деятельности графической секции Союза художников, выступал в печати с обзорами выставок, постоянно рецензировал дипломные работы на графическом факультете Института им. И. Е. Репина.

Педагогическая деятельность М. В. Доброклонского началась еще в 1920-е гг. в Зубовском институте — Институте истории искусства. Затем он стал одним из основателей искусствоведческого факультета Академии художеств. В течение некоторого времени (после войны) он также был профессором и возглавлял кафедру истории искусств в Ленинградском Увиверситете.

Однако наш факультет всегда оставался центром притяжения его преподавательской, а во многом и научной деятельности. В Академии художеств Михаил Васильевич читал основные курсы лекций — прежде всего «Искусство средних веков», и «Искусство XVII–XVIII веков», а также в некоторые годы и «Искусство Возрождения». Он вел различные спецкурсы и семинары, руководил дипломными работами, диссертациями, выступал на защитах.

Все, кто имел счастье у него учиться, хорошо помнят его яркие, живые лекции, в которых сочетались естественность и доступность изложения и строгая — на уровне важнейших данных современного мирового искусствознания — научность. Они были неизменно логичны, конструктивны. Сущность явлений искусства Михаил Васильевич умел раскрыть точно и выразительно, без лишней риторики и цветистых фраз. Многие поколения наших студентов учились в сложное для гуманитарных наук время, в условиях диктата официальной идеологии. Михаил Васильевич был независим в своих суждениях и оценках, не скрьвал своих предпочтений, которые далеко невсегда соответствовали официальным нормам и на которые он, конечно, имел право как крупный ученый н знаток искусства. Его авторитет в студенческой среде был непререкаем, как и в среде тех его коллег, которые были способны его ценить. Но далеко не всегда его положение ведущего профессора и руководителя кафедры было легким. Однако и в самых сложных ситуациях — Михаил Васильевич сохранил безупречное чувство собственного достоинства, твердость и бескомпромиссность. Он был благородным человеком, изысканно вежливым, благожелательным и даже снисходительным к людям, независимо от их социального ранга, но нетерпимым к хамству, подлости, лицимерию и не считавшим нужным это скрывать.

В руководстве кафедрой истории зарубежного искусств у него был свой стиль: он не любил тратить время на досужие разговоры, все делал четко, быстро, отметая ненужное, всегда умел выявить суть проблемы. Работа шла легко и очень продуктивно. На кафедре царила атмосфера взаимного уважения и терпимости. При этом Михаил Васильевич обладал достаточной твердостью в руководстве, был справедлив, умел одернуть карьеристов, поддерживал тех, кто этого заслуживал. На кафедре сложился хороший коллектив замечательных специалистов. Здесь в различное время работали Н. Н. Пунин, В. Ф. Левинсон-Лессинг, Н. В. Бакланов, А. П. Чубова и другие. Атмосфера взаимного уважения и доброжилательности, сохранившаяся на кафедре истории зарубежного искусства и в наши дни, в значительной мере обусловлена традициями, заложенными М. В. Доброклонским.

Значение и масштаб личности Михаила Васильевича нельзя оценить полностью, не вспомнив, как мужественно и стойко он проявлял себя в критические моменты жизни. В годы войны он единственный из всех руководителей Эрмтажа и исполнял обязанности директора музея. Он сохранил оставшиеся там коллекции в тяжелейших условиях блокады, голода и холода. Оба его сына погибли в начале войны. От этого удара ни Михаил Васильевич, ни его жена так никогда не оправились. И все же он нашел в себе силы жить и работать еще долгие годы. После окончания войны Михаил Васильевич сыграл важную роль в спасении коллекции немецкой печатной графики и рисунков. Летом 1945 г. он был командирован в Германию, тогда еще разделенную на оккупационные зоны, в которых власть осуществлялась военной администрацией, и выполнил огромную работу по выявлению, сохранению и транспортировке сотен тысяч графических листов из Дрездена и Берлина. Благодаря Михаилу Васильевичу Доброклонскому и его коллегам, спасенные художественные ценности вновь украшают крупнейшие немецкие музеи.

Заслуги Михаила Васильевича Доброклонского были широко признаны и отмечены присвоением ученого звания доктора искусствоведения (1941) и избранием в члены-корреспонденты Академии наук СССР (1943), награждением орденом и медалями. В 1964 году он получил почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Но высокий научный авторитет и широкая известность Михаила Васильевича никогда не подавляли тех, кто имел счастье с ним общаться и тем более — у него учиться. Его не только глубоко почитали, но и любили за редкие человеческие качества, за доброжелательность и готовность придти на помощь всем, кто в этом нуждался. Он и его жена материально поддерживали многих, и делали это скрытно, без афиширования. Своих учеников Михаил Васильевич учил не только профессионально. Он был и остается для них высоким нравственным примером благородства, душевной щедрости и доброты.

Сборник статей "Факультет теории и истории искусств 1937-1997". Составители и научные редакторы профессор Г.Н. Павлов, профессор Н.Н. Никулин, рецензент профессор В.А. Леняшин. часть I, 1998 год.

 
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ Адрес
г.Санкт-Петербург, Университетская наб.,д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18
© Дизайн Михаила Швецкого
2010