РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
         ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Наталья Давидовна Флиттнер

Наталья Давидовна Флиттнер

(1876–1957)

Доктор исторических наук, профессор. Н. Д. Флиттнер стояла у истоков рождения искусствоведческого факультета. Долгие годы заведовала кафедрой история искусств древнего мира, читала курс «Искусство Древнего Востока»

В. Б. Блэк,
профессор

Наталья Давидовна Флиттнер родилась в Санкт-Петербурге в 1879 г. в семье врачча. Среднее образование она получила в Николаевском сиротскoм институте, окончив с шифром двухлетний курс педагогических классов при этом институте в 1899 г. Затем поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов, где занималась под руководством профессоров М. А. Ростовцева, А. В. Прахова, Н. И. Веселовского, Б. В. Фармаковского, состоя одновременно слушательницей археологического института, изучаядревности юга России под руководством Н. Н. Веселовского и сфрагистику древнего Востока под руководством Н. П. Лихачева.

Окончив в 1904 г. Высшие женские курсы Наталья Давидовна была утверждена штатной преподавательницей истории Лесной женской гимназии и работала там вплоть до осени 1913 г., преподавая одновременно и в ряде других учебных заведений.

В то же время Наталья Давидовна была зачислена слушательннцей Петербургского университета на историко-археологический факультет, где изучала историю древнего Востока у Б. А. Тураева, а также древнеегипетский, коптский, древнееврейский языки.

В течение летних месяцев Наталья Давидовна была командирована в Берлинский университет, где работала одновременно у Т.Мейера по истории древнего мира, у академика А.Эрмана по египтологии и у профессоров Зекмани-Хаурта по истории Передней Азии, Г. Шефера — по археологии и искусству Древнего Египта, а по каллиграфии и языку древнего Eгипта — y Г. Моллера.

В 1913 г. Наталья Давидовна сдала в Пстербургском университете государственные эвамены, к которым в этом году впервые были допущены женщины.

С 1913 г., продолжая преподавательскую работу, Наталья Давидовна состояла штатной преподавательницей гимназии Оболенской и Коммерческого училища в Петербурге. В это же время она подготовила в качестве дипломной работы в Университете «Описание архаических цилиндров — печатей московского музея изобразительных искусств». Работа была напечатана в Известиях Академии истории материальной культуры.

В 1918 году она бьша зачислена штатным научным сотрудником вновь организованного отдела по охране музеев, а с 1919 г. стала научным сотрудником Отдела Востока Эрмитажа. Была также сотрудником Института искуствознания, профессором Лингфака ЛИФЛИ. С 1937 г. читала лекции в Институте им. И. Е. Репина, где с 1949 г. ее работа стала основной и где она являлась профессором кафедры истории зарубежного искусства.

В 1940 г. была утверждена в ученой степени доктора исторических наук без защиты диссертации.

На проведении полувека Наталья Давидовна была блистательным пропагандистом научных знаний, продолжая этим лучшие, высокие традиции передовой интеллигенции России. Это в полной мере проявлялось на вcex этапах и во всех формах ее педагогической работы. Она вкладывала душу в участников школьных кружков Эрмитажа. Ее учениками были такие крупные ученые-востоковеды, как Б. Б. Пиатровский, в дальнейшем академик, многие годы бывший директором Эрмитажа; египтолог М. Э. Матье, в течение почти пятидесяти лет возглавлявшая Отдел Востока Эрмитажа.

Многие ученики Натальи Давидовны по сей день читают различные курсы в Институте им. И. Е. Peпинa — исторической Российской Академии художеств. Она яляется автором разделов по искусству Древнего Востока учебника «История искусства зарубежных cтран», написанного коллективом педагогов этого института и уже дважды переиздававшегося.

Фундаментальным трудом Натальи Давидовны явилась книга «Культура и искусство Двуречья и соседних стран», опубликованная в 1958 году, к сожалению, через год после ухода из жизни ее автора. Это исследование многотысячелетнего и многогранного формирования памятников изобразительного творчества на широком историческом фоне неизменно сохраняет свое научное значение. Ему предшествовало обширное число книг и статей, среди которых наиболее существенны работы 30-х гг. «К вопросу о земледельческих культурах Двуречья», «Очерки по искусству Двуречья», «Стекольно-керамические мастерские Телль-Амарны».

Одну из граней научно-педагогический деятельности Натальи Давидовны составляла многолетняя пропагандистская работа — во всевозможных лекциях и кружках для широкой аудитории. Материальным отражением этой ее увлеченной деятельности служат такие издания, как «На берегах Евфрата и Тигра», «В стране пирамид», «Kак научились читать иероглифы».

Много сил вложила она в освещение дальневосточных коллекций Эрмитажа, не только ведением многочисленных экскурсий, но и многими публикациями памятников. Таковы, например, «Искусство древнего Востока: путеводитель по залам древнего Египта Государственного Эрмитажа», «Сосуд Харемхеба», «Портретная статуэтка Тахарки», «Статуэтка богини Маа», «Циллиндр-печать Пиопи I», «Eгипетские цилиндры собрания В. С. Голенищева» и многие другие.

Наталья Давидовна пережила блокаду Ленинграда (1941 — 1942 гг.) в доме на Дворцовой набережной, рядом со зданием Эрмитажного театра, не прекращая научную рабату даже в самые трудные месяцы войны.

Наталья Давидовна была человеком открытым, мягким, хотя решительным и, главное, целеустремленным в научной работе. Все эти черты, а кроме того, глубокая образованность, обширные знания, которыми она широко делилась и в своих лекциях, и в дружеских беседах у себя дома, привлекали к ней не только молодежь, но и ее коллег, превращая их на долгие годы в ее преданных друзей.

Сборник статей "Факультет теории и истории искусств 1937-1997". Составители и научные редакторы профессор Г.Н. Павлов, профессор Н.Н. Никулин, рецензент профессор В.А. Леняшин. часть I, 1998 год.

 
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ Адрес
г.Санкт-Петербург, Университетская наб.,д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18
© Дизайн Михаила Швецкого
2010