РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
         ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ
ФТИИ > О ФАКУЛЬТЕТЕ > История факультета в лицах Олимпиада Исаевна Галеркина

Олимпиада Исаевна ГалеркинаОлимпиада Исаевна Галеркина

(1919-1988)

Доцент кафедры зарубежного искусства, кандидат исторических наук. Крупный специалист по истории искусства и культуры Средневекового Востока. Основные труды: «Искусство Индии», «Миниатюры Средней Азии», «Миниатюра Мавераннахра».

Е. А. Галеркина

Уже 10 лет нет с нами Ады Галеркиной. Инеем покрыт камень красного гранита на ее могиле. Красный гранит — такой же, как парапет Университетской набережной, где находится Амадемин художеств, с которой было связано 50 лет ее жизни.

В 1936 г. Ада поступила на только что открывшиеся подготовительные курсы в Академию художеств, а с 1937 г. стала студенткой. Историю материальной культуры Востока преподавал М. М. Дьяконов — златоуст, поэт-переводчик. Студенты с восторгом слушали его лекции, Ада же увлеклась Востоком на всю жизнь. Уже в 1938 г. она водила экскурсии школьников в Эмитаже в отделе Египта. Изучала персидский, европейские языки, участвовала в археологических экспедициях. Обожала друзей-острословов, поэтов. В ее архиве — тетрадь со стихами Владимира Ломовцева (погиб в блокаду). В стихах — предвоенная Академия с «благосклонным» Доброклонским, медлительным Гриммом, колючим Кагановичем, стремительной Адкой-меценаткой.

В 1941 г. грянула война. Ада участвовала в подготовке Эрмитажа к эвакуации. Затем была послана на рытье окопов («…тогда-то я узнала бомбежку и пулеметные очереди» — из дневника О.И.). Вернувшись в Ленинград, работала в госпитале. Из дневника: «В сущности очень плохо: холодно, нет света, постоянно хочется есть (о, как хочется есть! Булки с маслом! Горячего молока!). Пухнут руки, и потом — эти горы синих трупов там, в покойницкой».

В 1942 г. Олимпиада уходит в действующую Армию. «Изящнейшая из эстетствующих стала солдатом связи». Ей приходилось жить в лесу, в землянках, попадать под обстрелы, исполнять мгновенно чертежи для постройки линий связи, работать телефонисткой и делать много другой совсем не женской работы.

После демобилизации, уже в августе 1945 г., Олимпиада сдает госэкзамены в Академии и получает диплом. Затем она поступает в аспирантуру ИИМК и пишет диссертацию на тему: «Материальная культура Средней Азии и Xopасана XV—XVI вв. по данным миниатюр ленинградских собраний». В 1951 г., защитив ее, получает звание кандидата исторических наук.

К началу 50-x гг. относятся тение поездки Олимпиады Исаевны в геологические экспедиции в Среднюю Азию, в частности в Пенджикент под руководством А. М. Беленицкого. Тогда же она много работает в библиотеках, фондах музеев Душанбе, Ташкента, Баку, Тбилиси, Еревана. Научные открытия, находки, сделанные именно в эту пору, легли в основу многих будущих статей, книг. Зимой Олимпиада Исаевна читает лекции по искусству Востока в Академии художеств и в Университете. Она постоянно работает и в периодической печати. В журнале «Костер» появляются рассказ об Эрмитаже, очерки о В. М. Орешникове, М. Б. Грекове, А. Ф. Пахомове. В 1957 г. выходит и первая книга «Художник Виктор Васнецов».

В том же году в Москве проходит Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Приоткрывается печально известный «железный занавес». И в 1960 г. Олимпиада Исаевна едет в туристическую поездку по Индии и Непалу, а в следующем году — в Китай. Путешествия дали возможность читать лекции по искусству Востока иа совершенно другом уровне. Она много работала и в Центральном лектории общества «Знание». Темами публичных лекций были: «Дели-Агра», «Пекин», «Каир-Дамаск».

В 1963 г. в соавторстве с Ф. Л. Богдановым была написана книга «Искусство Индии». Вскоре oсуществилась поездка в Японию, положившая начало многолетней работе в Обществе японо-советской дружбы. Олимпиада Исвевна была лично знакома со знаменитыми Маруки Ири и Тосико, Aки Тагава и другими. По японским впечатлениям родилась книга «Встречи с японским искусством», к сожалению, не изданная.

Олимпиада Исаевна активно участавовала в различного рода симпозиумах, конгрессах, конференциях, посвященный искусству Востока. в 1969 г. в Ташкенте и Самарканде пршел Международный симпозиум ЮНЕСКО по изучению эпохи Тимуридов. Еще тогда возникли научные контакты со многими ведущими зарубежными востоковедами. Многолетняя переписка и книжный обмен связывали ее с профессором Нью-Йоркского университета, сотрудником Метрополитен музея Ричардом Эттингаузеном, с куратором музея Виктории и Альберта в Лондоне Вильямом Робинсоном.

Постепенно сложилось собрание книг по искусству и культуре Востока, что в те годы было редкостью. Эти книги были доступны для учеников Олимпиады Исаевны, пишущих курсовые, дипломные сочинения, диссертации. По материалам книг делались и слайды для академических лекций.

Олимпиада Исасева была заботливым педагогом. По воскресеньям она водила студентов в Публичную библиотеку и звакомила с «живыми» персидскими рукописями. Эти походы запомнили все, особенно «творцы», не слишком склонные к теории. Существовал в Восточный кружок, основанный еще Н. Д. Флиттнер. Им руководила Oлимпиада Исаевна совместно с В. Б. Блэк. Вся привезенная из восточных стран «экзотика»: маски из Японии, шелковые сари из Индии, металлические изделия, фигурки Будд, чашечки, перстни, браслеты служили экспонатами на конференциях кружка, а подчас и темами для работ.

В 1963 г. О. И. Галеркина получила должность доцента кафедры зарубежного искусства. В том же году вышло первое издание учебника «История искусства зарубежных стран», где она пишет раздел Востока (кроме Китая), ею же переработанный в 1982 г. Основной темой научных и творческих исканий О. И. Галеркиной была средневековая мусульманская миниатюра. Ее интересовал широкий круг проблем, охватывающий и проявления общности «христианского» и «мусульманского» искусства, и глубинные связи в миниатюрной живописи различных стран мусульманского мира, и определяющее влияние ислама на формирование такого уникального явления, как рукописная книга. Она отстаивала самобытность и самостоятельность среднеазиатской школы миниатюр, занималась атрибуцией, вводила в научный обиход новые рукописи. Олимпиада Исаевна — автор почти 40 работ. Для ее публикаций нашли место и такие известные издания, как Arts Asiatiques, Arts Orientalis, Arts Turcica, Kunst und Literatur. Наиболее объемные труды выходят соответственно в 1979 и l980 гг. в издательствах «Изобразительное искусство» и «Аврора». Это «Миниатюры Средней Азии в избранных образцах из советских и зарубежных собраний» (в соавторстве с Г. А. Пугаченковой) и «Миниатюра Мавераннахра». Книга «Миниатюры Средней Азии» была отмечена в ученых кругах Москвы и заслужила положительную критику в Узбекистане. Нельзя не сказать также, что в научной и преподавательской деятельности Олимпиады Исаевны уделялось серьезное внимание искусству и культуре современного Востока.

Мир рукописной книги — это очень часто и мир поэзии. И поэтическая строка постоянно встречалась в ее лекциях и в научных исследованиях. Она стремилась донести до студентов и читателей аромат и утонченность Востока, прелесть рифмованных строк, изысканность, метафоричность и тождественность поэзии, мышления и искусства. И потому я позволю себе закончить эти воспоминания четверостишием Омара Хайама:

Лик розы освежен дыханием весны,
Глаза возлюбленной красой лугов полны,
Сегодня чудный день! Возьми бокал, а думы
О зимней стуже брось: они всегда грустны.

Сборник статей "Факультет теории и истории искусств 1937-1997". Составители и научные редакторы профессор Г.Н. Павлов, профессор Н.Н. Никулин, рецензент профессор В.А. Леняшин. часть I, 1998 год.

 
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ Адрес
г.Санкт-Петербург, Университетская наб.,д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18
© Дизайн Михаила Швецкого
2010