РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
         ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ
ФТИИ > О ФАКУЛЬТЕТЕ > История факультета в лицах Игорь Александрович Бартенев

Игорь Александрович БартеневИгорь Александрович Бартенев

(1911-1985)

Доктор искусствоведения, профессор, декан факультета теории и истории искусств, проректор Института им. И.Е. Репина по научной работе, член-корреспондент Академии художеств.

Читал курс истории архитектуры.

Основные труды: «Зодчие итальянского ренессанса» (1936), «Основы архитектурных знаний для художников» (1964), «Форма и конструкция в архитектуре» (1968), «Конструкции русской архитектуры 18 – 19 вв.» (1982), «Стили архитектуры» (1982) и др.


В. Н. Батажкова, профессор
И. К. Ботт, искусствовед

Игорь Александрович Бартенев был счастливым человеком. Как ученый, педагог и художник он посвятил свою жизнь служению любимому делу — архитектуре, ее истории, мастерам и памятникам, отдавая предпочтение в этой области искусства зодчеству итальянского Возрождения. Италия, где И. А. Бартенев бывал неоднократно, путешествуя в поисках новых впечатлений или выступая на научных симпозиумах, оставалась для него постоянным неиссякаемым источником вдохновения.

Так сложилось, что творческий путь в искусствознании И. А. Бартенев начал с исследования «Зодчие итальянского Ренессанса» (книга, оформленная молодым автором, появилась в Ленинграде в 1936 году), а незадолго до кончины уважаемый доктор и профессор Академии худо-жеств с блеском выступил с сообщением «Рафаэль и архитектура» на-учной конференции в Государственном Эрмитаже, посвященной 500-летию со дня рождения великого итальянского мастера. Круг замкнулся и в центре его осталась «милая сердцу Италия» (как часто повторял Игорь Александрович), озарившая ярким светом его творческий путь, напол-ненный событиями, поисками и успехами.

Выдающийся ученый, историк архитектуры и искусства, прекрасный педагог, Игорь Александрович был энциклопедически образованным человеком. Он принадлежал к той плеяде педагогов-ученых, которыми гордилась Академия художеств, которые связывали современный вуз с традициями Петербургской Академии трех знатнейших художеств, уходящими корнями в далекое прошлое.

Игорь Александрович был личностью. Его величественная фигура, шествующая по длинным кокоринским коридорам, воспринималась как неотъемлемая часть истории и судьбы академической школы, где все было обустроено основательно, продумано стройно, «на века».

И А.Бартенев родился в Петербурге в 1911 г. в семье потомственного военного, полковника, дворянина А. Н. Бартенева, жизнь которого обор-валась под ударами страшных событий 1930-х гг.

После окончания школы и подготовительных государственных курсов Игорь Александрович был зачислен в институт инженеров коммунального строительства (ЛИИКС), а через четыре года, завершив теоретический курс, перешел на архитектурный факультет Всероссийской академии художеств, который и закончил с дипломом 1 степени в 1936 г.

С этого момента судьба И. А. Бартенева будет навсегда связана с учеб-ным заведением на Университетской набережной: здесь в 1937 г. он по-ступит в аспирантуру и холодном блокадном декабре 1941 г. с блеском защитит кандидатскую диссертацию на тему «Взаимосвязь формы и конструкции в архитектуре русского классицизма», отсюда вместе со студентами и преподавательским коллективом эвакуируется в далекий Самарканд, где начнет педагогическую деятельность, читая курс по истории искусства и основам перспективы. В 1944 г. Игорь Александрович станет заместителем, в 1953 г. — деканом факультета теории и истории ис-кусства, а с 1970 г. займет пост проректора по научной работе института.

Следующие вехи его творческого пути будут отмечены защитой док-торской диссертации «Формы и конструкции в архитектуре» (1968), по-лучением почетного звания «Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации» (1974), звания члена-корреспондента Академии Художеств (1975) и Ордена «Знак почета», приуроченного к его 70-летнему юбилею (1981).

К этому времени имя И. А. Бартенева станет широко известным и специалистом, занимающимся теорией и историей зодчества, и всем тем, кто интересуется отечественной и западноевропейской архитектурой. По его книгам будут учиться (и учатся) студенты — будущие историки искусства и архитекторы, а исследования о зодчестве итальянского Ренессанса и книги об эволюции русского интерьера, методологию которого Игорь Александрович, начнет разрабатывать одним из первых, войдут в фонд фундаментальных трудов как авторитетные научные источники.

Иногда казалось невероятным, как этот человек везде успевал. Бес-сменный руководитель научной жизни вуза, член городских экспертных художественных комиссий и творческих союзов, активно участвовавший в их жизни, председатель редакционного совета свода памятников истории и культуры Ленинграда и области и, наконец, талантливый педагог, воспитавший сотни студентов и более двадцати кандидатов искусствоведения, И. А. Бартенев сам непрерывно занимался наукой и ряд капитальных трудов и монографических исследований по многим вопро-сам мировой и русской художественной культуры стали образцом соче-тания научной глубины и ясности изложения материала.

И. А. Бартенев счастливо соединял в своей деятельности ученого-историка, талантливого руководителя, любимого студентами педагога и тонкого художника. Эта важная грань его дарования открылась для об-щественности лишь в 1982 г., когда в залах Елагиноостровского дворца состоялась первая большая выставка его живописных и графических ра-бот.

Архитектура — главная тема научных исследований Игоря Александ-ровича, стала главным героем его художественных произведений. Циклы графических работ, возникшие в результате многочисленных путешествии по стране и за рубежом и посвященные памятникам России, Средней Азии, Италии, Франции и Испании, наглядно демонстрировали верность И. А. Бартенева-художника жанру архитектурного пейзажа на протяжении пяти десятилетий творческой деятельности.

Особой темой графических листов стало изображение уголков родного города. В лучших традициях русской архитектурной графики начала XX в. художнику удалось создать незабываемые образы Петербурга, окутав их мирискуссническим настроением и атмосферой.

Используя различные техники, но отдавая предпочтение акварели и гуаши, туши и перу, И А.Бартеневу удавалось даже знаменитые памятники увидеть по-своему, окрасить в романтические цвета, придать лирическое начало, свойственное характеру этого монументального по стати, большого в прямом и переносном смысле слова, человека.

«Для его работ характерны благородный вкус, чувство меры в обобще-ниях и детализации архитектурной формы», — справедливо писал народ-ный художник Б. С. Угаров и объяснял эти особенности творчества умением Игоря Александровича не только видеть сооружение, но знать (как профессионал) логику его архитектурного построения. Выставка в Елагиноостровском дворце показала, что И. А. Бартенев (несмотря на загруженность), постоянно отдыхал и путешествовал с кистью или карандашом в руке, и эта потребность фиксировать увиденное, пропуская сквозь призму собственного восприятия новые образы и впечатления, составляла сущность его одаренной творческой натуры.

В 1981 году, когда Игорь Александрович отмечал 70-летие, теплые и искренние слова поздравлений прозвучали не только из официальных инстанций, но со всех уголков нашей страны, где в музеях, вузах и творческих коллективах трудились выпускники института живописи, скульптуры и архитектуры — не одно поколение историков и исследователей искусства, воспитанных под руководством проректора по науке. География этих поздравлений поражала широтой, а слова благодарности — теплотой и искренностью. Хочется сказать, что и сейчас те, кто знал И. А. Бартенева, помнят и ценят этого удивительного человека.

Сборник статей «Факультет теории и истории искусств 1937–1997». Составители и научные редакторы профессор Г. Н. Павлов, профессор Н. Н. Никулин, рецензент профессор В. А. Леняшин. часть I, 1998 год.

 
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ Адрес
г.Санкт-Петербург, Университетская наб.,д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18
© Дизайн Михаила Швецкого
2010