РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
         ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Лихачева Вера ДмитриевнаВера Дмитриевна Лихачева

(1937-1981)

Профессор, доктор искусствоведения. Читала курс лекций «Древнерусское искусство» и спецкурс «Искусство Византии». Руководила курсовыми, дипломными работами студентов ФТИИ, вела семинарские занятия. Руководила аспирантами.

Автор многочисленных трудов по византийскому и древнерусскому искусству, среди которых раздел «Древнерусское искусство» в учебнике по истории русского искусства, монографий «Искусство книги. Константинополь XI век» (1976), «Художественное наследие Древней Руси» (1971, совместно с Д.С. Лихачевым), «Искусство Византии IV-XV веков» (1981, посмертно), «Памятники византийской миниатюры IX-XV вв. в собраниях Советского Союза» (1977).


 

Ю.Г.Бобров,
профессор

11 сентября 2001 г. исполнилось двадцать лет со дня гибели Веры Дмитриевны Лихачевой. Ее недолгая, но яркая жизнь и научная карьера до последних дней были неразрывно связаны с Институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.- Репина. Здесь она училась на факультете теории и истории искусств, который окончила в 1959 г. Здесь она стала преподавать после того, как защитила кандидатскую диссертацию по теме «Иконографический канон и стиль палеологовской живописи» в Государственном Эрмитаже, в котором работала в течение нескольких лет после окончания института (1959–1965).

Первые публикации В. Д. Лихачевой были посвящены художественным особенностям средневековых греческих рукописей из собраний Национальной библиотеки в Петербурге (ГПБ) и Государственного Эрмитажа. Результаты этих исследований, отличающихся блестящей эрудицией и оригинальностью выводов, позднее нашли свое обобщение в монографии «Искусство книги. Константинополь. XI век» (1976) и в альбоме «Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры IX- XV вв. в собраниях Советского Союза» (1977). В своих работах В. Д. Лихачева со всей убедительностью сумела показать, что миниатюра, несмотря на то, что она «не играла такой ведущей роли, как мозаика и фреска, тем не менее, отражала основные изменения, происходившие в развитии искусства».

Целый ряд ее публикаций был посвящен памятникам средневекового искусства Сирии, Сванетии, Грузии, Болгарии, Древней Руси и Греции. Исследования, растягивающиеся обычно на многие десятилетия, спрессовались, благодаря талантливости ученого, соразмерно сроку, отпущенному ей Богом: уже в 1977 г. В. Д. Лихачева защищает докторскую диссертацию об искусстве книжной графики Византии. Всего через полтора десятилетия после выхода в свет ее первых публикаций она стано-вится одним из ведущих в мире специалистов в этой области, и, возможно, одним из немногих, кто, как никто, сумел в своем подходе к памятникам средневековья соединить точность научного анализа с глубоким пониманием художественной природы визуального образа и его теологической символики.

За период с 1966 по 1981 гг. Вера Дмитриевна не просто прошла академический путь от начинающего преподавателя до доцента и затем профессора, но сумела возродить начатое еще М. К. Каргером изучение византийского искусства в стенах Академии художеств. Разработка и чтение лекционных курсов по искусству Византии и Древней Руси, западноевропейского средневековья и Ренессанса, несомненно, спо-собствовали становлению широкого научного кругозора В. Д. Лихачевой. В ее лекциях отдельные факты обретали новый глубокий смысл в контексте развития всей европейской художественной культуры. Частное преображалось через общее. Именно такой подход привлекал к ее лекциям особенное внимание студентов. В эти годы заметно возрастает роль и значение курса по истории древнерусского искусства, он становит-ся одним из важных компонентов академического искусствоведческого образования.

Годы ее преподавания в стенах Института им. И. Е. Репина совпали с периодом наиболее тяжелого идеологического прессинга. Вера Дмитриевна Лихачева вместе с такими замечательными профессорами, как А. Н. Савинов, А. Л. Каганович, И. А. Бартенев, А. П. Чубова, сумела сохранить непредвзятость научной и человеческой позиции. Вера Дмитриевна принадлежала к той плеяде профессоров, чей облик выражал своего рода петербургский академический стиль. В ней была та особенная интеллигентность, которая незримо присутствовала и в ее внешности, и в манере чтения лекций, и в ее научной аргументации. Обаяние ее личности привлекало на лекции даже тех студентов, чьи интересы были далеки от проблем средневекового искусства. Только в ее лекциях по средневековому искусству, как ни странно это может прозвучать, молодые художники и искусствоведы могли найти решения проблем современного творчества. Более того, в ее интерпретации явления далекого от нашего времени средневекового искусства приобретали осязаемую актуальность. В этом смысле этапной можно считать работу, написанную Верой Дмитриевной совместно с ее отцом Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, — «Художественное наследие Древней Руси» (1971). В книге раскрываются особенности древнерусского изобразительного искусства и литературы, созвучные нашей эпохе. Древняя Русь предстает в ней «не как неизменное и самоограниченное семивековое единство, а как разнообразное и постоянно изменяющееся явление». Мысль авторов о том, что подлинное развитие современной культуры предполагает не механическое заимствование и подражание древней Руси, не стилизацию, но творческое усвоение великого наследия, предстает сегодня уже в третьем тысячелетии как своего рода духовное завещание. Его значение особенно велико в условиях, когда художественную практику захлестывает волна поверхностной подражательности, а критика не может найти критериев оценки произведений в псевдодревнерусском стиле.

Все, кто имел возможность учиться у В. Д. Лихачевой, помнят ее блестящие лекции, в которых простота и естественность изложения материала сочетались с глубиной научного анализа. Благодаря В. Д. Лихачевой студенты факультета смогли приобщиться к современной методологии искусствоведческой науки. Она учила студентов привлекать в своих исследованиях опыт иконологии, семиотики и структурного ис-следования памятников искусства, не ограничиваясь традиционными методами описательно-эмоционального анализа. Ее эрудиция и знание мировой искусствоведческой литературы оказывали магическое действие на поколение студентов 1960-70- х гг.: после ее лекций и рекомендаций по курсовым и дипломным работам становились очевидными необходимость изучения иностранных языков и освоение современной зарубежной литературы по изучаемой теме.

Особенно значительный вклад В. Д. Лихачева внесла в методологию изучения и преподавания истории древнерусского искусства. В предшествующее время древнерусское искусство рассматривалось изолированно от культуры Византийского мира как самодостаточное явление, развитие которого следовало придуманной концепции перехода от эпохи расцвета к эпохе упадка. Она начала свою преподавательскую деятельность тогда, когда многие считали Симона Ушакова «злым гением» русской иконописи, приведшим ее к упадку. Отсюда возникала пропасть между древностью и «новым» искусством Петровской эпохи и всего XVIII в., которая практически преодолена в представлениях ученых только теперь. В. Д. Лихачева вслед за В. Н. Лазаревым, Г. К. Вагнером и другими крупнейшими русскими и европейскими искусствоведами утверждала идею интернациональности средневековой христианской культуры, в рамках которой своеобразие древнерусского искусства становится более значительным и очевидным. Она стала одним из первых исследователей и педагогов, разрушивших представления о замкнутости Древней Руси. Она развивала новые взгляды на значение древнерусского искусства XVII в. и раскрывала перед студентами роль древнерусского художественного наследия в формировании искусства авангарда XX в.

В. Д. Лихачева, кроме чтения лекций, вела семинарские занятия, руководила курсовыми и дипломными работами, диссертациями, выступала на защитах. Своего рода итогом преподавательской деятельности В. Д. Лихачевой стал раздел «Древнерусское искусство» в учебнике по истории русского искусства (1982) для высших и средних учебных заведений, в котором нашли отражение основные положения ее лекций. Сегодня он стал основным учебным пособием не только для студентов Института им. И. Е. Репина, но для всех, изучающих историю искусства и культуры Древней Руси.

Научная и педагогическая деятельность Веры Дмитриевны получили широкое признание в стране и за рубежом. С начала 1970-х гг. она принимает участие в международных конференциях и симпозиумах (1971 — Бухарест, 1976 — Афины, 1979 — Тбилиси. Тырново, 1980-Бирмингем, 1981 — София), читает лекции по византийскому и древнерусскому искусству в Югославии (1978), Италии и Австрии (1979), в Англии (1980). В 1979 г. В. Д. Лихачева входит в состав редколлегии журнала «Ви-зантийский временник» — одного из.самых авторитетных периодических изданий в своей области.

Жизнь Веры Дмитриевны оборвалась внезапно, но ее смерть не смогла остановить выхода в свет ее последних работ. В начале 1982 г. появляется фундаментальный труд «Искусство Византии 1У-ХУ веков», подписанный ею к печати за несколько месяцев до гибели. В этой относительно небольшой по объему книге сконцентрирована тысячелетняя история византийского искусства. Лаконизм автора, воспитанный годами чтения лекций, позволил ярче показать существенные стороны развития архитектуры, настенной живописи, книжной миниатюры, иконописи и прикладного искусства от эпохи поздней античности до падения Византийской империи. Это не просто академическое исследование, но труд, предназначенный современникам. Одной из целей книги было намерение показать, что византийское искусство «актуально для нас своим умением сочетать различные виды искусства — слово и живопись, архитектуру и живопись, живопись и музыку, философию и живопись». В этой позиции автора, нашедшей свое выражение, так или иначе, во многих ее работах, залог продолжающейся актуальности, действенности научного наследия В. Д. Лихачевой.

Сборник статей «Факультет теории и истории искуссств 1937–1997». Составитель и научный редактор профессор Г. Н. Павлов, рецензенты профессор В. А. Леняшин, профессор В. И. Раздольская. часть II, 2002 год.

 
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ Адрес
г.Санкт-Петербург, Университетская наб.,д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18
© Дизайн Михаила Швецкого
2010