РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
         ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Елена Борисовна МозговаяЕлена Борисовна Мозговая

(1950-2005)

Доцент кафедры русского искусства, кандидат искусствоведения. Читала курс «Русское искусство XVIII — первой половины XIX века». Основные труды: «Скульптурный класс Академии художеств в XVIII веке» (1999).

Елена Борисовна Мозговая родилась в Ленинграде 8 июня 1950 г. Закончила с отличием Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по специальности История и теория изобразительного искусства в 1972 году и с тех пор всю жизнь была тесно связана с Академией художеств.

В 1978 году ей была присуждена ученая степень кандидата искусствоведения. В течение многих лет Елена Борисовна читала курс Русского искусства XVIII — первой половины XIX века. За годы преподавания в Институте под ее руководством было защищено множество курсовых работ и дипломов. Кроме того она была руководителем и рецензентом кандидатских диссертаций.

В 1993 году Елена Борисовна получила ученое звание доцента по кафедре русского искусства.

Помимо педагогической, Елена Борисовна постоянно занималась научной работой. Ею было опубликовано более 50 статей в различных научных сборниках, в том числе международных, она была постоянным участником конференций, посвященным вопросам изобразительного искусства XVIII — пер. пол XIX века в России и за рубежом. В 1999 году опубликована книга «Скульптурный класс Академии художеств в XVIII веке». К сожалению, многие работы так и остались неоконченными, Елена Борисовна скончалась 5 июня 2005 г.

Ю. Г. Бобров

Академия художеств на Университетской набережной Невы в Ленинграде 1960-х гг. была уникальным, заповедным местом. В отличие от соседнего универ¬ситета, где на исходе хрущевской оттепели возникали политизированные кружки, здесь студенты заслушивались текстами Александра Бенуа, которые цитировал на своих лекциях Алексей Николаевич Савинов; блестящими афоризмами Абрама Львовича Кагановича, в лекциях которого русское искусство XVIII в. оживало с осязаемостью картин Константина Сомова; басовитым голосом Нины Васильевны Ш афранской, рассказывающей об искусстве Древней Греции и Рима в гомеров¬ских ритмах. Студенты были вынуждены наизусть заучивать по настоянию Игоря Александровича Бартенева казавшийся в те годы совершенно бесполезным план Парижа, и о чем каждый из учеников тех лет потом вспоминал с огромной благо¬дарностью.

Это действительно были «сады академии», несмотря на то что провинциалы на-зывали Институт имени И. Е. Репина «репинкой» или «репой». Атмосфера академии способствовала тому, что многие студенты выбирали темами своей научной работы изучение «древностей российских». XVIII век особенно привлекал к себе близостью пригородных императорских дворцов, восстанавливающихся в те годы из руин, самим Петербургом, прошлое которого так и не исчезло с его улиц и домов.

Елена Борисовна Мозговая, в девичестве Елена Прозоровская, была одной из тех учениц факультета теории и истории искусств, кто еще со студенческих лет избрал изучение искусства XVIII в. своей профессией. Елена, выросшая в «старой» ленинградской семье в окружении старинных буфетов и кресел, уже свою дипломную работу, а затем и кандидатскую диссертацию (1978) посвятила одному из самых за-мечательных памятников ранней истории Петербурга — резному иконостасу Ивана Зарудного в Петропавловском соборе.

В творчестве Зарудного наглядно соединились две эпохи — Древняя Русь XVII в. и новая Россия петровского времени. Они и определили круг интере¬сов Елены Борисовны на годы вперед. После кончины в 1976 г. выдающегося иученого и профессора института Абрама Львовича Кагановича курс лекций по истории русского искусства XVIII и первой половины XIX в. был доверен его ученице Елене Мозговой. Спустя несколько лет, после безвременной кончины в 1981 г. другого ее учителя — византиниста профессора Веры Дмитриевны Лихачевой, она в течение нескольких лет также вела курс по истории древне¬русского искусства.

Однако ее научные интересы уже точно определились — проблемы русской скульптуры XVIII столетия. Эта тема стала общей сферой профессиональных за¬нятий всей семьи Мозговых. Ее супруг Вячеслав Мозговой (ум. 2010) стал одним из ведущих в России реставраторов каменной пластики, дочь Ольга унаследовала от родителей обе сферы деятельности, став искусствоведом и реставратором.

Во многих научных публикациях Елены Мозговой 1980-х и 1990-х гг. посте¬пенно обрисовывается и центральная тема ее исследований — роль императорской Академии художеств в становлении русского искусства, которую она рассматри¬вала через призму персоналий: президента академии И. Шувалова, скульпторов Ф. Шубина, Н.-Ф. Жиле, И. Виенна и других. Особенное значение приобрела статья «Идеи И. Винкельмана и Петербургская Академия художеств в XVIII веке» (2002) , написанная в соавторстве с Ю. Лаппо-Данилевским. Авторы убедительно показали, что художественное образование в императорской Академии художеств основывалось на тезисе Винкельмана о том, что «единственный путь сделаться великими — подражание древним». Идея Винкельмана, своими раскопками анти¬ков открывшего эпоху европейского неоклассицизма, и сегодня не теряет своей актуальности. Роль Академии в сохранении классического наследия стала темой ее исследования «Труд А. П. Лосенко „Изъяснение краткой пропорции челове¬ка“ и его роль в становлении русской художественной школы второй половины XVIII столетия», опубликованного в материалах Международного общества по
изучению XVIII века (1996).

Десятки научных публикаций сделали Елену Борисовну Мозговую одним из ведущих ученых в своей области. Немало ее учеников успешно защитили свои кан-дидатские диссертации: не было ни одной статьи, ни одного научного сборника по вопросам искусства XVIII в., в которых авторы не ссылались бы на ее имя. В 1999 г. вышел в свет во многом обобщающий труд Елены Мозговой «Скульптурный класс Академии художеств в XVIII веке». В этой работе впервые были рассмотрены не только методы преподавания скульптуры в Академии, но, что особенно важно, во¬просы формирования научно-исторического отношения к древностям, понимания уникальности и эстетической ценности античного фрагмента.

В 1990-е гг. труды Елены Мозговой получают международное признание. Став членом Международного общества по изучению XVIII века (ISECS) , она регулярно выступает на его заседаниях с докладами. Здесь был сделан, в частности, ее доклад о произведениях Федора Шубина в Великобритании, в котором в научный обо¬рот были введены доселе неизвестные произведения русского скульптора. Вообще проблемы россики и взаимодействия русской и европейской культур всегда были в центре ее научных интересов. Представляется, что понимание единства мирово¬го художественного процесса, унаследованное Еленой Борисовной Мозговой от ее учителей, стало важным вкладом в методологию изучения русского искусства.

Научный и педагогический труд Елены Борисовны Мозговой относительно поздно получил признание: в 1993 г. она стала доцентом кафедры русского искус¬ства и только в последние годы жизни стала профессором. К сожалению, болезнь не позволила ей защитить докторскую диссертацию, которой, по сути дела, и была ее монография «Скульптурный класс Академии художеств в XVIII веке». Однако, как и в любой другой истории жизни настоящего ученого и учителя, ее научные идеи развивают ученики, а лекции по истории русского искусства XVIII в. по-прежнему привлекают к этой эпохи все новых молодых специалистов.

Сборник статей «К юбилею факультета теории и истории искусств института имени И. Е. Репина». СОСТАВ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА: Ю. Г. БОБРОВ, Н. Н. АКИМОВА, В. А. ЕВСТИГНЕЕВ, Н. С. КУТЕЙНИКОВА, В. А. ЛЕНЯШИН, Н. М. ЛЕНЯШИНА, В. С. ПЕСИКОВ, Н. Н. ПОПОВА, А. Л. ПУНИН, О. А. РЕЗНИЦКАЯ, А. В. ЧУВИН. 2012 ГОД.

 
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ Адрес
г.Санкт-Петербург, Университетская наб.,д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18
© Дизайн Михаила Швецкого
2010