РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
         ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ
ФТИИ > ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР > События и мероприятия «Становление». Выставка рисунков и акварелей Нины Моисеевны Клейн

«Становление». Выставка рисунков и акварелей Нины Моисеевны Клейн

До 29 марта 2012 года в 14.30 в Художественном информационном центре проходит выставка рисунков и акварелей Нины Моисеевны Клейн «Становление».

22 марта в 17:00 приглашаем на экскурсию по экспозиции.

Все, кого судьба сталкивала с Ниной Моисеевной Клейн, ощущали особую притягательность ее личности. Несмотря на то, что жизнь ее складывалась не очень просто, она была на редкость легким и красивым человеком.

Когда видишь ее, даже самые первые работы, поражаешься той легкости, с которой они выполнены: здесь нет протертой до дыр бумаги или замученной акварели, не видно мучительного труда ученика, постигающего азы непростого ремесла художника. Ей многое было дано…

Большую часть своей жизни Нина Моисеевна Клейн провела в небольшой квартире на 8-ой Советской улице в атмосфере очень уютного и открытого дома. Ее родители, по профессии архитекторы, пронесли через всю жизнь теплоту отношения к людям и особую интеллигентность, присущую коренным петербуржцам. Мать, Галина Сергеевна Харламова, происходила из старинного рода Корниловых. Прекрасно разбираясь в музыке и живописи, от природы одаренная художественным вкусом, она передала этот вкус своим дочерям. Не случайно, поэтому, Нина оказалась ученицей Татьяны Васильевны Савинской. Это было для нее очень органично. Татьяна Васильевна занималась с учениками в своей комнате в коммунальной квартире на Васильевском острове. Эту квартиру занимала с 1918 года семья академика живописи Василия Евменьевича Савинского. Сама атмосфера этого дома уже формировала в учениках особое отношение к искусству. Их окружали картины — в основном работы Василия Евменьевича, старинные гипсы, а главное, дух огромной любви к искусству, к музыке, ко всему прекрасному. Являясь наследницей художественной традиции, берущей начало от Павла Петровича Чистякова, Татьяна Васильевна передавала ученикам не только уникальную технику акварели и рисунка, но и очень серьезное, любовное и трепетное отношение к тому, чем они занимались. Не случайно тех, кто прошел через эту комнату, связывали тесные узы дружбы на долгие годы. Здесь Нина Моисеевна обрела своих друзей: И. В. Балакову, В. В. Москалеву, Н. С. Эпштейн и многих других. Здесь же произошло ее становление как художника.

На художественных выставках редко показывают учебные работы. Однако иногда уже в них проявляется особое видение мира художника, его личность, его талант. Большинство рисунков и акварелей, представленных на выставке, были выполнены непосредственно под руководством Татьяны Васильевны (в подписях к работам обозначены знаком «*«). Нина Моисеевна очень органично восприняла эту школу. Она хорошо поняла принципы построения, связей, вспомогательных линий — все то, что делало метод Чистякова таким сложным для некоторых учеников, особенно в юном возрасте. Она делала удивительные рисунки: „Маска итальянца“, „Нарцисс“ (рисунок на построение), „Аполлон“. Вообще, Татьяна Васильевна уделяла много времени рисованию с гипсов. И даже уже во взрослом возрасте она предлагала своим ученикам начинать учебный год с рисунка с гипсовой модели. Это делалось потому, что такой рисунок, безусловно, требовал большой точности, не давал распускаться глазу после свободного летнего рисования на пленэре. Надо заметить, что рисунки Н. М. Клейн отличает не только точность построения, но и мягкость моделировки, с большой любовью и упоением художница лепит форму. Особенно поздние работы, такие как Лаокоон и „Нарцисс“ показывают ее уже как мастера, прошедшего хорошую художественную школу. Эти рисунки были выполнены в начале 80-х годов, когда непосредственно процесс ученичества уже завершился. К этому же времени относится и замечательный „Мужской портрет“ (портрет Хариса), и „портрет И. В. Балаковой“.

Вообще портрет занимает ведущее место в творчестве художницы. Именно этому жанру она осталась верна и впоследствии, когда занялась миниатюрой. В этом, думается, проявилась та любовь, с которой она относилась к людям, к миру, к его красоте. Все, кого мы видим на ее портретах, вызывают симпатию. Среди них много близких людей. Все они нарисованы или написаны с огромной любовью и теплотой. Под ее кистью возникает плоть, кажется можно увидеть как пульсирует кровь в жилах. С другой стороны, удивительное свойство живописи художницы передавать мерцание света, воздух наполняют ее портреты особой одухотворенностью. Качество, которое, наверное, никого не может оставить равнодушным в работах Нины Моисеевны — это цвет. Сияющие перламутровые краски поражают своей чистотой и прозрачностью. Ее акварели, очень тонкие и изящные, выполнены в технике, воспринятой от Татьяны Васильевны: мазок кладется строго по форме, сразу в силу. Эта техника позволяет при очень точной моделировке формы сохранить чистоту цвета. Однако, как же это непросто!

Упоение цветом, чувство материала, глубокое понимание искусства прошлого привели в дальнейшем художницу к увлечению миниатюрой. С 1992 года все творчество Н. М. Клейн связано с этим жанром. Очень маленькими мазками тончайшей кистью наносила она краски на поверхность кости, дерева или металла, создавая подлинные шедевры…

Нина Моисеевна Клейн родилась в 1950 году в Ленинграде в семье архитекторов.
В 1961 году пришла заниматься к Т. В. Савинской, дочери знаменитого рисовальщика. Через год поступила в Ленинградскую среднюю художественную школу (художественный лицей им. Б. В. Иогансона), но уже в 1963 году, почувствовав, что ей не хватает уроков Т. В. Савинской, продолжила занятия.

Первый год Нина Моисеевна занималась рисунком, затем перешла к урокам живописи маслом. С 1968 по 1972 год была вольнослушателем у видного живописца И. А. Серебряного, а затем поступила в Ленинградский филиал Московского Полиграфического института. Работала в различных издательствах города, иллюстрировала детские книги, преподавала в детской художественной школе.

В конце 1980-ых годов учениками Т. В. Савинской было решено создать общественную организацию «Кружок П. П. Чистякова — В. Е. Савинского». Большой вклад в его деятельность, а также в создание мемориальной комнаты В. Е. Савинского внесла и Нина Моисеевна.

С 1992 года стала заниматься миниатюрой. Сначала это были миниатюры по дереву, затем на кости и металле. Писала портреты, иконы, копии с картин русских и зарубежных художников.

К сожалению 1 марта 2012 года Нины Моисеевны Клейн не стало.











































 
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ Адрес
г.Санкт-Петербург, Университетская наб.,д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18
© Дизайн Михаила Швецкого
2010