РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
         ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ
ФТИИ > ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР > События и мероприятия Выставка "Творческий поиск". Студенты ФТИИ - ученики Л.С. Давиденковой

Выставка "Творческий поиск". Студенты ФТИИ - ученики Л.С. Давиденковой

Приглашаем вас на открытие выставки работ студентов факультета теории и истории искусств

Среди дисциплин, осваиваемых историками искусства в Институте им. И.Е. Репина, важное место отведено основам рисунка. Занятия проводятся в течение трёх лет (с первого по третий курс), по 4 академических часа в неделю. Под руководством профессора Лидии Сергеевны Давиденковой искусствоведы изучают рисунок, начиная с натюрмортов и заканчивая гипсовыми слепками с античной скульптуры.

Кроме того, приветствуются самостоятельные занятия. Многие из тех, кто поступает на факультет теории и истории искусства, имеют художественное образование. Значительное количество студентов начинает рисовать, так как связывает это со своей научной деятельностью. Наши преподаватели подают пример, проводя теоретические интерпретации на основе живописной практики. Свободное общение с учениками творческих мастерских и их руководителями также вдохновляет на создание собственных графических и живописных композиций.

Благодаря поддержке преподавателей Института студенты нынешних курсов, с первого по пятый включительно, смогли собрать небольшую выставку, на которой представили работы последних двух лет. На экспозиции собраны не учебные материалы, но только то, что студенты выполняли самостоятельно, в том числе: копии картин, вольная композиция, наброски с натуры (пейзажи, зарисовки в транспорте, уличные сценки).

Штудии модели помогают Лидии Шаркуновой раскрыть тему обнаженной натуры в графике В.В. Лебедева. Увлечение археологией и поездки в Туву вдохновляют Полину Любимову и Артёма Трущелёва на изображение загадочной природы Азии, а изучение пейзажей Боголюбова дополняется у Анны Волошко изображением пригородов Петербурга. Некоторые, как Дина Пикулина, стараются отразить в рисунках красоту привычных вещей, другие – постичь тайны архитектурного пространства, как Анастасия Васюкова и Вероника Пужеева. Но для всех рисование выступает как способ познания, средство понять окружающий мир.

Участники выставки о себе

Анастасия Васюкова

С 7 до 17 лет с небольшими перерывами ходила в ИЗО студию, а перед тем, как поступить в Академию, год училась в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете. Хотя теперь учусь на искусствоведа, любовь к архитектуре осталась, поэтому почти все мои наброски – это городские пейзажи, в которых архитектура занимает доминирующее положение. Я считаю, что старая часть Риги необычайно привлекательна для художников. Там очень живописные улочки, и каждый дом неповторим, поэтому хочется останавливаться на каждом шагу и рисовать все с понравившегося ракурса.

Лидия Шаркунова

У меня нет художественного образования в традиционном понимании этого слова, но все годы моего обучения в Академии я занимаюсь в качестве вольнослушателя на скульптурном факультете. Нужно сказать, что я очень увлекающийся человек, поэтому мои занятия нельзя назвать систематическими. Своим главным учителем считаю мужа, – Аркадия Баирова, – который убедил не только меня, но и многих людей в том, что можно рисовать без художественного образования. Сейчас мой муж – дипломник факультета скульптуры. Мне всегда были интересны анатомия и пластика человеческого тела. Это совершенная структура, которая, к тому же, у каждого человека проявляется по-разному. Все мои исследовательские работы были так или иначе связаны с обнаженной натурой, а тема бакалаврской работы звучит как "Обнаженная натура в графике В.В. Лебедева 1920-х годов". Наброски, несомненно, помогут в её написании.

Александра Романова

Рисовала всю жизнь, страшно этим гордилась. Систематически учиться начала в 6-м классе: пять лет занималась в Костромской детской художественной школе № 1 им. Н.П. Шлеина. Чтобы лучше понять предмет своей искусствоведческой работы, взялась копировать малых голландцев и Ватто. Это, действительно, помогло в исследованиях, а ещё позволило развлекать детей на даче кратким курсом ИЗО и искусствознания. Сейчас моя сестра, все её друзья и наши двоюродные братья-сёстры рисуют, а кто-то уже участвует в конкурсах!

Артём Трущелёв

Я никогда не учился рисованию. Своими учителями считаю Вадима Кошкина, Никиту Ткачука и Владислава Золотоверхого. О работах. Все были написаны в России. Свободное время – единственное, что побудило выбрать эти сюжеты. Малевич оказался очень назидательным в копировании.

Полина Любимова

Любовь к творчеству с детства привили мне мои папа и мама. Пожалуй, мои главные учителя - родители и природа. Ничто так не вдохновляет меня, как горы. Горы и их древняя мудрость. Тува, Земля голубых рек в самом сердце Азии, - это место, где мне всегда хочется рисовать. Эти волшебные, поистине удивительные края невозможно описать словами. Их можно только почувствовать. Услышать голос Тувы в хрипе шаманского бубна, звуках кедровки в горах и пении вольного ветра в бесконечных степных долинах.

Елизавета Попивчак

Моим первым учителем рисования был Сергей Спартакович Власов, преподаватель в детском творческом центре «Симба». Именно по его совету родители привели меня в школьный центр при Эрмитаже, где руководителем изостудии был Борис Константинович Кравчунас. Там я с пяти до двенадцати лет постигала азы живописи и истории искусства. После чего обучение живописи я продолжила в Академии художеств у Лидии Сергеевны Давиденковой.

Дина Пикулина

Всю свою жизнь я разрывалась между рисованием и пристрастием к истории. Например, в детстве мечтала стать художником костюмов у мамы в театре и археологом. Кстати, я коренная хабаровчанка. Не считаю необходимым перечислять все художественные студии и школы (+ один педагогический университет), где я училась рисованию, но можете поверить, что не проходило года, чтобы я где-нибудь не занималась. Параллельно изучала искусствоведение, благодаря которому оказалась в Академии Художеств (хвала небесам!). Иногда прогуливаю свои лекции и хожу вольничать к моим любимым живописцам. Да, я бегу за двумя зайцами. Овладеешь искусством наброска, — значит, поставишь руку, воспитаешь глазомер, научишься определять главное и т.д. Набросок — очень важная вещь. Но не только для ремесла. Подмечая интересные вещи в мире, в людях, вы наполняете свое сердце/мозг благоговением перед красотой. Начиная восхищаться яркими характерами, со временем вы научитесь любить и воспевать самые заурядные на первый взгляд вещи. А может, не стоит обобщать, может, кому-то больше по душе жестокая сатира. Но я идеалист и принципиально стараюсь показать самое хорошее в человеке и в природе.

Вероника Пужеева

Областная художественная школа №1 под руководством Малышева Владимира Николаевича, затем Карагандинский гуманитарный колледж. Если начать перебирать в памяти моменты моего первого знакомства с рисованием, то в голове сразу же всплывет рисунок церкви, который мы рисовали вместе с бабушкой. Удивительно, но помню его, как будто это было лишь пару дней назад. Архитектурные строения увлекали меня еще с детства, я любила разглядывать дома, заглядывать в окна и видеть там фрагмент чей-то жизни. Казалось удивительным: через совсем небольшой стеклянный квадрат можно увидеть то многое, что хранит в себе чей-то дом. Мне нравилось подмечать цвет того или иного дома, бывать в гостях и понимать, что каждая квартира совершенно отлична от другой, хотя в предметах интерьера не раз обнаруживалось и что-то, уже виденное в другом доме. Знакомство же с рисованием, как определенным видом искусства, произошло в областной художественной школе, где уроки стали для меня важной частью жизни. Именно в там я впервые узнала, что такое рисунок, живопись и композиция, что значит просмотр и что изучает история искусств. В моей памяти навсегда останется портрет прекрасного педагога - Малышева Владимира Николаевича. Этот удивительный человек в совершенно неповторимой форме закладывал в юные умы важные основы рисунка, живописи, и, ключевым образом, композиции. Именно благодаря ему у меня с детства появился интерес к истории искусств, и я открыла для себя графику. И уже совсем осознанный этап знакомства с рисованием, – это гуманитарный колледж, в котором я провела четыре насыщенных, динамичных, полных всего нового и раннее неведомого, года. Мои работы можно предельно ясно разделить на натурные наброски и графические композиции. Натурные наброски представляют собой живые зарисовки совершенно определенных мест города, его улиц и домов. Шумный, вечно бурлящий Невский проспект и в контраст ему совершенно спокойная, позволяющая сосредоточится и побыть в безмолвии наедине со своими мыслями, с ровным, размеренным ритмом движения во все времена года, – Английская набережная. И Невский проспект, и Английская набережная любимы мною по-разному, но в равной мере сильно. Потсдам. Одно из мест, которое мне довелось открыть для себя этим летом. Потсдам славится в первую очередь своими дворцами. Меня поразила совершенно изумительная скульптура на их фасадах. Некоторое время находишься в совершенном оцепенении, совсем не двигаясь, упорно, почти физически упираясь взглядом в скульптуру, в то время как она словно вся движется перед твоими глазами, вокруг тебя. Наброски, сделанные в Потсдаме, отражают неимоверно сильное желание хотя бы каким-то образом сохранить это ощущение для себя. Это память об этом месте и об испытанном состоянии в нем. Графические композиции никак не связаны с натурой: это то, что возникает в голове и сразу же переносится на бумагу. Они существуют как отражение моих мыслей, чувств. Это своего рода эссе, но только для его написания я использую не слова и предложения, а линии и штрихи. В моей графике, так же, как и в натурных зарисовках, можно увидеть архитектурные мотивы и фигуры людей. Это то, что вызывает интерес у меня с детства и по сей день. И то, и другое, – некая загадка, которую нельзя до конца разгадать; быть может, поэтому они бесконечно влекут за собой.

 
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ Адрес
г.Санкт-Петербург, Университетская наб.,д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18
© Дизайн Михаила Швецкого
2010