РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
         ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ
ФТИИ > СТУДЕНЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Мария Алексеева К 135-летию Мстислава Валериановича Добужинского. О некоторых малоизвестных работах художника. Лондонский графический цикл

К 135-летию Мстислава Валериановича Добужинского. О некоторых малоизвестных работах художника. Лондонский графический цикл

Мария Алексеева,
студентка 1 курса дневного отделения ФТИИ, 2007 год.

В августе 2010 года — 135 лет со дня рождения Мстислава Валериановича Добужинского, художника в широком смысле этого слова: творца кисти, красок и карандаша, лирического поэта, художника-декоратора и одного из основателей величайшего художественного объединения и одноименного журнала «Мира Искусства».

Наследие Добужинского огромно. Его многочисленные графические зарисовки, серии и отдельные графические листы, живописные произведения, выполненные в различных жанрах, замечательные иллюстрации к произведениям А. А. Блока, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Н. М. Карамзина и других писателей и поэтов, книжные украшения, создающие единый художественный ансамбль книги, где обложка, титульный лит, фронтиспис, иллюстрации, заставки, концовки, виньетки, шрифт, цвет чернил, формат и фактура бумаги — всё связано воедино; эскизы театральных декораций и костюмов, монументальных росписей и проектов фарфоровой посуды и мебели хранятся во многих российских и зарубежных музеях, библиотеках, архивах и частных коллекциях. Однако, несмотря на то, что западной критикой Добужинский воспринимается, главным образом, как художник театра, в русском искусствознании признание нашло, прежде всего, мастерство Добужинского-графика.

Личность Добужинского всегда отличала необычайная жажда творчества, стремление к настоящему, чистому искусству, осознание его роли как возможности что-то сказать, донести до зрителя, а не только как услаждение своих собственных авторских амбиций. Поэтому и показательны слова Добужинского в его «Воспоминаниях»: «у меня рождалось неудержимое желание выразить то, что меня волновало»1.

Герой произведений М. В. Добужинского — город. Город, открывающий не парадные, а темные, даже фантастические черты. Это живой организм. Как говорил Э. Голлербаха, «у всякого дома — своя душа. И своя душа у всякого города»2. В своих городских пейзажах Добужинский раскрывал образы отчужденного от человека жизненного уклада. «Город Добужинского — это емкий символ для выражения жизни человеческого духа, узел многочисленных противоречий, концентрирующий в себе страхи, надежды, предчувствия современного человека. Бытовая конкретность углубляет содержание образа»3 — так написала о «городе Добужинского» А. П. Гусарова, исследователь творчества художника, и ее слова звучат тонким лейтмотивом на протяжении всего творчества Мстислава Добужинского.

Городские пейзажи мастера, будь то виды Лондона, Парижа, Лугано, Неаполя, Вильно, Мюнхена или же Санкт-Петербурга, передают неповторимый облик каждого из них. Но главное обаяние этих работ в том, что они несут отпечаток личности автора. Художник распознает странное, необычное, фантастическое в примелькавшемся, будничном, тривиальном. Работы раскрывают теряющиеся за привычными образами красоты.

К середине 1906 года репрессии царского правительства все более усиливались. Это побудило многих деятелей русской культуры покинуть Россию. В их числе был и М. В. Добужинский. Остановившись на полтора месяца у отца в Вильнюсе, он затем совершает поездки в Париж и Лондон. Среди зарубежных пейзажей особенно интересны лондонские пейзажи. В этом городе Добужинский бывал дважды: в 1906 и 1914 году. Первая поездка и вдохновила его на создание пастели «Мост в Лондоне» (1908), а так же и на другие замечательные произведения или целые серии, исполненные в разных техниках.

Мотивы романтической подавленности — отрицания и неприятия современной действительности и одновременно ее поэтизация — звучат в графических работах Добужинского, выполненных во время путешествий в Лондон. В городских пейзажах Лондона художник с особым вниманием обращался к индустриальным темам, рисовал верфи и доки, железнодорожные мосты, подъемные краны, фабричные трубы и монотонные корпуса заводов. Из реальных наблюдений и натурных зарисовок (а все эти пейзажи выполнены на материалах натурных рисунков и изображают реальные, достоверные лондонские пейзажи) рождались мрачные, но психологически сложные, многогранные урбанистические фантазии художника, изображающие огромные и зловещие города будущего. Через особую экспрессию, нервную одухотворенность штрихов передает Добужинский античеловеческую сущность огромного города. Практически во всех его работах этой серии звучит песнь о трагедии человека в городе будущего.

В городе будущего… Удивительно, ведь Добужинский, как и другие его собратья по «Миру Искусства», в своем творчестве неизменно продолжал линию ретроспективы. Воскрешение старины как некоего эталона Красоты, который ушел безвозвратно, волновал души мирискусников. Однако этот поворот в сторону современного и даже грядущего несомненно отражал всё то, что творилось тогда в его мятущейся, находящейся в поиске душе.

Все работы лондонской серии полны мрачноватой мистики, они сказочны, фантастичны. Скульптурные фигуры морских богов у входа на верфь на фоне больших железных кранов наделены громадной, почти одушевленной силой («Лондон. Старые верфи», 1906). Неживые предметы становятся полноправными героями произведений, они наполнены внутренней силой, настроением, душой. Отсутствие гармонии между человеком и окружающим миром чувствуется в работе «Лондон. На мосту», созданной художником в 1906 году. Маленькие человеческие фигуры под огромными металлическими фермами моста резким контрастом человека и сооружения создают ощущение фантастического города. Разведенный мост с большими крыльями воспринимается почти как живое существо со светящимися глазами. Оно идет на нас из своего незнакомого мира («Мост в Лондоне», 1908). Обыденность повседневности напряжена и поднята Добужинским до фантастики.

Тема моста в изобразительном искусстве рубежа XIX — ХХ веков была широко распространена среди художников, но трактовалась по-разному. Импрессионистические мосты Клода Моне, Альфреда Сислея, Камиля Писсаро, Поля Сезанна едва проглядываются на заднем плане пейзажа. Они тают во влажной дымке, покоятся в прохладной тени, они — часть природы. Винсент Ван Гог «добавил» мостам материальности, показал их сложную массивную конструкцию. Символисты Эдвард Мунк, Люсьен Леви-Дюрмер, Джеймс МакНейл Уистлер и др. старались придать мостам текучие и плавные очертания. Колористическая характеристика была сложной, чаще всего построенной на символическом понимании цвета. Для художников-авангардистов важно было изобразить конструктивные особенности моста, сложные извивающиеся конфигурации балок, перекрытий. Художники членили композицию, из различных частей, как из мозаики, составляли абсолютно новые по своей структуре и форме организмы. Они творили в своих живописных работах «мост» как понятие, явление, феномен, часто наполняли его духовной силой.

На пастели «Мост в Лондоне» (1908) изображена металлическая конструкция моста Тауэр Бридж. Добужинский использует тип кадровой композиции, отказывается от традиционных кулисной или фризовой систем построения композиции, которые широко использовались в академической живописи и графике. Такой тип кадровой композиции предоставляет возможность «запечатлеть» сиюминутность мгновения, яркую вспышку момента, от чего у зрителей появляется ощущение присутствия. Композиция произведения построена так, что весь тяжелый массив этого моста не входит в формат картины. С помощью этого эффекта Добужинский добился передачи масштабности и монументальности образа. Мост — это словно огромный монстр, идущий навстречу нам. Он настолько велик, что ему тесно в узких пределах рамы.

В пастели «Мост в Лондоне» всё подчинено ритмике. Ритмично повторяющееся оконца, различные части конструкций, параллельные линии вертикалей, горизонталей и особенно диагоналей — всё это наполняет картину динамикой и ощущением внутреннего напряжения, несмотря на явное отсутствие какого-либо действия. Однако в то же время композиция очень уравновешенная. Центральный раздвижной пролет массивной диагональю служит композиционной опорой для другого раздвижного пролета и собирает все пространство картины в одно устойчивое целое. Светлые башенки Лондонского Тауэра в левом нижнем углу уравновешивают монументальную башню моста. Таким образом, создается композиция в виде неправильного креста, очень динамичная и устойчивая.

Особую устойчивость изображению придают стройные вертикально стоящие башенки, расположенные в свою очередь на исполинской башне моста Тауэр Бридж. Они, подобно тонким, но крепким стержням, визуально держат на себе сложные изгибы конструкций моста, «собирают» в единое целое множество его частей и составляющих, направляют движение нашего взора по вертикали, являющейся наиболее выразительной «траекторией» рассмотрения картины.

Для создания этого пейзажа Добужинский выбирает точку зрения снизу. При этом тело моста изображено немного наклоненным. Этот ракурс позволяет зрителю ощутить свое участие в сюжете этого произведения: кажется, будто мы проплываем под этим мостом, и совсем скоро скроется от нашего взгляда сам мост и его гигантские башни.

О подножие моста бьется серебристо-бежевая волна, камни, тщательно прорисованные, Добужинский рисует серыми, охристыми, темно-коричневыми, и голубыми мелками. Изображения камней исполнены в живописной манере. Здесь проявляются эффектные свойства пастели: вместе с возможностью графическим штрихом передать структуру предмета, линеарность Добужинский тонально разрабатывает колорит, один цвет переходит в другой, очертания камней плавные, мягкие, а штрихи зрительно почти не чувствуются. Другое дело — дождь. Колкие, полупрозрачные штрихи «разрезают» пространство изображения. В передаче этой стихии проявился весь талант Добужинского-графика.

Сегодня творчество М. Добужинского исследовано довольно хорошо, однако часто приходится наблюдать и некоторые пробелы в его изученности. Немногие исследователи обращались и к Лондонскому циклу мастера. Однако, как мы с вами смогли убедиться, весьма напрасно: эти работы заслуживают не только упоминания, но и сосредоточенного изучения, которое подарит вам настоящее наслаждение от путешествия, которое совершил художник более ста лет назад, ведь тот Лондон мы уже никогда не увидим.


1 Добужинский М. В. .Воспоминания. Том 1. «Путь жизни», Нью-Йорк:1976
2 Э. Голлербах. М. В. Добужинский (к 25-летию художественной жизни) // Балтийский альманах. 1923 № 1.
3 Добужинский М. В 1875–1957. К столетию со дня рождения. Каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее. Автор вступительной статьи — А. П. Гусарова. М.: «Советский художник», 1975. с. 16



Мост в Лондоне. 1908. пастель, бумага. ГРМ


Виадук в Лондоне. 1945 год.


Будни. 1906 год.


Лондон. На мосту. 1906 год.

 
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ Адрес
г.Санкт-Петербург, Университетская наб.,д,17 (м. Василеостровская)
Тел: (812) 323-67-77, (812) 323-29-63
Факс: (812) 328-79-18
© Дизайн Михаила Швецкого
2010